Теплоход армения в ялтинском порту. Теплоход «Армения» – приказано забыть. Транспортировка раненых и эвакуация жителей

Теплоход армения в ялтинском порту. Теплоход «Армения» – приказано забыть. Транспортировка раненых и эвакуация жителей

Сегодня, помимо двух праздничных дат связанных с Октябрьской Революцией и парадом 1941 года, есть еще один мрачный юбилей. 75 лет назад в результате атаки немецких торпедоносцев Heinkel-111 был потоплен теплоход "Армения" на борту которого по разным оценкам находилось от 4 до 7 тыс. человек, преимущественно раненые эвакуируемые из Крыма и врачи севастопольских госпиталей.Спаслось всего 8 человек. И по сей день нет полной ясности о том, сколько там погибло людей, почему капитан корабля несмотря на приказ вышел в море и где именно был потоплен корабль. Но это уже скорее исторические частности, которые не отменяют факта масштабной трагедии, коими так богат был 1941 год.

КРУПНЕЙШАЯ МОРСКАЯ ТРАГЕДИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ: ДЖАВАД ОСТАЛСЯ С НИМИ

Когда смотришь на старые документы и фотографии периода войны 1941-1945гг. всегда хочется узнать больше о людях, с которыми они связаны. Начинаешь искать соответ -ствующую информацию - и перед глазами буквально оживают славные и трагические страницы нашей истории.

Молодой человек на фотографии - Муратханов Джавад Фейзулла оглы.

Он родился в 1914г. в Сальянах. Семья Муратхановых была известной в этом городе - дед Джавада был местным су-дебным приставом. Скоро семья пере-ехала в Баку и Джавад вырос в Ичери Шехер, на знаменитой улице Малая Крепостная. Его увлекла медицина и после школы он закончил фармацевти-ческий факультет Азербайджанского Государственного Медицинского Инсти-тута. Затем работал в одной из бакинских аптек на Баилово. Только семьей обзавес-тись не успел. Пришла война и Джавад ушел защищать Родину. Семье было из-вестно что Джавад в качестве военфельд-шера -фармацевта находится в рядах 8-го отдельного медико-санитарного ба-тальона Черноморского флота. Сохранилось и его письмо домой, где юноша просит не беспокоиться за него и не присылать ему деньги.

Обычное письмо с упоминанием всех близких его сердцу людей.

А в январе 1942г. через Ворошиловский райвоенкомат г. Баку отцу Джавада пришла «похоронка» на сына за подписью военного комиссара медико-санитарного отдела Черноморского флота - «В борьбе с германским фашизмом погиб в море 7-го ноября 1941».

И все - о каких-либо обстоятельствах гибели военфельдшера Муратханова ничего известно не было.Эти документы нам любезно предоставила племянница Джавада Муратханова - Гюльнара-ханум Раджабова - дочь сестры Джавада Луми-ханум Муратхановой-Амраховой. Это та самая сестренка Луми, о которой вспоминает в письме Джавад. Благодаря сведениям из электронной базы данных «Мемориал» нам удалось узнать где, как и при каких обстоятельствах оборвалась в тот день жизнь Джавада.
Он погиб в морской катастрофе, равной катастрофе пяти (!) «Титаников», когда 7-го ноября 1941г. санитарный транспорт «Армения», на борту которого находился военфельдшер Муратханов, был потоплен в результате торпедной атаки немецкой авиации на выходе из Ялты.

Учетная карточка Джавада Муратханова, хранящаяся в ЦАМО СССР

Фото транспорта «Армения»

Это был малоизвестный и, пожалуй, самый трагичный эпизод той войны на море. Транспорт"Армения" эвакуировал раненых и беженцев из Ялты, когда к городу уже подходили немецкие войска и был атакован фашистским торпедоносцем на траверзе Гурзуфа в районе горы Аю-даг. В результате прямого попадания торпеды судно переломилось и затонуло. Погибли практически все 7000 человек, находившихся на борту. Гибель 7 ноября 1941 года транспорта «Армения» является одним из самых трагичных случаев гибели пассажирских судов. Для сравнения можно упомянуть катастрофу «Титаника» — 1503 погибших, гибель торпедированной «Лузитании».— 1198 погибших.

«Армения» на стапеле судостроительного завода.

Официальная информация о гибели «Армении» весьма скудна. Более интересную информацию дает «Итоговый отчет по боевой деятельности ЧФ в ВОВ 1941 — 1945 годов». Третий том этого закрытого документа оперативного отдела штаба Черноморского Флота сообщает, что «7 ноября 1941 года на санитарном транспорте «Армения» полностью погибли: «Севастопольский морской госпиталь» на 700 коек, военно-морской госпиталь ЧФ и его имущество, 5-й медико-санитарный отряд, базовый лазарет и так далее... число погибших — около 7000 человек, спаслось — 8 человек. После гибели «Армении», ЧФ остался без медицинского обеспечения, и пришлось создавать главный госпиталь ЧФ №40, базовые лазареты, призвав врачей из запаса. Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой»...

Командиром судна был капитан-лейтенант В.Я. Плаушевский. Штатная эвакоемкость судна — 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
Среди членов медперсонала, кроме Джавада Муратханова было еще несколько наших земляков:
Ахундов Д.А. военврач 3-го ранга -врач-хирург;
Мамедова А.Х. - фармацевт
Ахундова Шарифа - врач-стоматолог
Всего до момента гибели «Армения» успела совершить 15 эвакорейсов (в основном — из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем — 1000 человек за рейс).
Судно было не столь велико (водоизмещением 6700 тонн), и рассчитано на перевозку 980 человек. Но в тот день людей на "Армению" набилось буквально как сельдей в бочке. Очевидцы вспоминают, что пассажиры стояли на палубе, тесно прижавшись друг к другу.
В конце октября - ноябре в Севастополе царила паника. Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". На нем разместили несколько сотен раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число. Затем судно направилось в Ялту, где взяло на борт еще большее число эвакуируемых.

Во время стоянки в Ялте был получен приказ командующего флотом, что в связи с отсутствием авиационного прикрытия выход "Армении" из порта запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Командир транспорта Плаушевский приказ получил, но в 8.00 7 ноября вывел судно из Ялты. В море "Армению" сопровождали два сторожевых катера (всего четыре 45-мм пушки), а в воздухе на высоте 500 м барражировали два истребителя И-153 "Чайка".

В 11 часов 25 минут теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Взрывом разворотило пространство посередине судна. Судно было разделено на отсеки, поэтому корабль мог остаться на плаву. Но люки между отсеками, похоже, открыли - судно было переполнено ранеными, и для них следовало обеспечить хорошую вентиляцию. Только этим можно объяснить тот факт, что уже через четыре минуты после взрыва "Армения" затонула. Погибли 7 тысяч человек. После сброса торпед Не-111 ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Спасти удалось только восьмерых - их подобрал небольшой сторожевой катер, сопровождавший "Армению". Среди уцелевших не было ни одного медика - они погибли вместе со своими пациентами. На "Армении" были только тяжелораненые бойцы, которые не могли перемещаться самостоятельно. Ходячих раненых тогда эвакуировали через узкий Керченский пролив. Гибель "Армении" стала самой крупной трагедией на море за годы Второй мировой войны со стороны антигитлеровской коалиции.
Возможно, военфельдшер Джавад Муратханов и мог бы спастись, но как медик, солдат и просто мужчина он предпочел не бросать раненых. Вероятно, еще и подумал - а что я скажу нашим ребятам с Малой Крепостной?

Гибель теплохода "Армения".

Технические данные пассажирского теплохода "Армения":

Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узлов (около 27 км/ч);
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

Официальная информация о гибели теплохода "Армения" такова:

"В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедопосцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек."

Имеется и примерная карта-схема в соответствии с указанными координатами:

В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако "Армения" так и не была найдена. Роберт Баллард - известная личность в мировой морской археологии, директор института океанографии штата Массачусетс, США. Человек нашедший "Титаник", линкор "Бисмарк", авианосец "Йорктаун". Получив информацию о "Армении" приостановил поиски Атлантиды на острове Санторин и отправляется в Черное море на своем научно-исследовательское судне "Эндевер", оборудованным современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов.
Итак, "Армению" не нашли. А там ли искали? Что нам известно?

"Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе,..."
"Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир "Армении" капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые."

То есть выход "Армении" в море произошел в 08-00 7 ноября 1941 года из Ялты. Что дальше? Что говорят очевидцы?
Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М.М. Яковлева.

"7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва -- не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет "Армению", то ей несдобровать... Так оно и получилось".

На форуме "Цусима" http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0 дается несколько другая цитата воспоминаний М.М.Яковлева (либо ее пересказ?):

"Дальше воспоминания катерника с МО-04 М. М. Яковлева: "7 ноября в 10 часов утра по пути в Туапсе теплоход был атакован двумя "Хейнкель-111" в районе мыса Сарыч. МО вести огонь не мог, море было очень свежее, крен достигал 45 градусов. Зашли на "Армению" с двух сторон: один He-111 со стороны Ялты, а другой со стороны моря. Первый торпедоносец промахнулся. Второй - попал. Примерно за четыре минуты корабль ушел под воду."Уцелели лишь 8 человек."

И в том и в другом варианте фигурирует мыс Сарыч. Мыс Сарыч находится примерно в 40 километрах от Ялты - если мерить расстояние по суше, и примерно в 50-55 километрах, если идти морем. За два часа полным ходом (2 часа х 27 км/ч = 54 км) "Армения" вполне могла достигнуть мыса Сарыч. Только вот мыс Сарыч, находится к ЗАПАДУ от Ялты! А "Армения должна была идти НА ВОСТОК - в Туапсе или Новороссийск. Или не должна? Вслед за мысом Сарыч, М.М.Яковлев упоминает мыс Айя, который расположен ЕЩЕ ЗАПАДНЕЕ от Ялты! Именно о его камни взорвались торпеды первого торпедоносца. На торпедоносцах типа "Не-111" применялись торпеды типа "F 5w" калибром 450 мм. Их боевая часть включала в себя 170 килограмм ВВ. Дальность хода составляла 3000 метров. Для того, чтобы такая торпеда попала в камни у мыса Айя, "Армения" должна находиться между точкой сброса торпед и мысом Айя. При этом точка сброса торпед не должна быть далее 3000 метров от мыса, иначе торпеда затонет, не дойдя до него.
То есть "Армения" должна находиться примерно в 2500-2000 метрах от мыса Айя.

Что дальше? Если верить цитате с форума "Цусима", то второй торпедоносец атаковал практически сразу же после первого, либо одновременно с ним. Если это так - то
"Армения" затонула в районе Ласпи. Примерно в 2-3 километрах от берега.

А если нет?

Командующий Черноморским Флотом адмирал Ф.С.Октябрьский:

"Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00. В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".

В 11-00, если исходить из того, что после 10-00 "Армения" следовала из Ялты все с той же скоростью в 14 узлов, она должна была находиться в районе мыса Фиолент, либо несколько северо-западнее.
Ну и наконец, 11-25. При той же скорости в 14 узлов получаем место гибели "Армении" примерно в районе мыса Херсонес (севернее, западнее или южнее).
Таким образом, мы имеем три возможных места гибели "Армении". Все они расположены ЗАПАДНЕЕ ЯЛТЫ И МЫСА САРЫЧ. То есть, совершенно не там, где искал Роберт Баллард.
Почему "Армения" оказалась на пути в Севастополь, а не в Туапсе? Вероятнее всего, ее капитан получил приказ из серии "дым в трубу, пельмени раскатать" - вернуть персонал севастопольских госпиталей обратно. Вероятнее всего во исполнение следующей директивы:

"ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 004433 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КРЫМА, ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНЫ КРЫМА

Копия: народному комиссару Военно-Морского Флота. 7 ноября 1941 г. 02 ч 00 мин
С целью сковывания сил противника в Крыму и недопуска его на Кавказ через Таманский полуостров Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1.Главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами.
2.Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами.
3.Все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе. Из этого состава сформировать маневренный отряд для действий в Феодосийском заливе по поддержке войск, занимающих Ак-Монайские позиции.
4.Отряду Азовской флотилии поддерживать войска Ак-Монайской позиции с севера.
5.Линкоры, новые крейсера базировать в Новороссийске, используя для операции против берега, занятого противником, и усиления отряда старых кораблей. Базирование эсминцев по Вашему усмотрению.
6.Часть ЗА из оставленных районов использовать на усиление ПВО Новороссийска.
7.Организовать и обеспечить перевозку в Севастополь и Керчь войск, отходящих в Ялту, Алушту и Судак.
8.Истребители, штурмовики и часть самолетов МБР оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов СКВО для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму.
9.Эвакуировать из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное, но не нужное для обороны.
10.Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского с подчинением Вам. Заместителем командующего ЧФ иметь в Туапсе наштафлота.
11.Вам находиться в Керчи.
12.Для непосредственного руководства обороной Керченского полуострова назначить генерал-лейтенанта Батова.

И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ Н. КУЗНЕЦОВ"

Других логических объяснений возврата "Армении" нет. Всякие версии про "золото в слитках", "сотрудников НКВД" - для сирых и убогих, которых недолечили галоперидолом, либо выпустили из "Дома-2" за образцово-идиотское поведение.
Поскольку "Армения" не дошла до Севастополя - приказ "зажилили". А может, в письменном виде его и не было. Довольно часто отдаются устные приказания, и в случае гибели получившего устное приказание, отдавший приказание может и не сознаться в том, что такое приказание было. Особенно, если найдутся люди, которые начнут настойчиво задавать вопросы.

Так или иначе, но и Ласпи, и Фиолент, и Казачка - три известных пляжа Крыма - могут быть, по сути, окраиной братской могилы на несколько тысяч человек. Впрочем, и Казачка и Фиолент таковыми уже являются - это если вспомнить последние дни обороны Севастополя в июле 1942 года. В этом отношении гораздо этичными, хотя и, менее безопасными, в санитарном отношении являются городские пляжи, расположенные внутри Севастопольской бухты. Но тема пляжей - не тема данной статьи, просто так получается, что место гибели "Армении" вероятнее всего находится недалеко от берега.

Чем объяснить малое число спасенных? Ветер от берега в сторону моря и минных полей, холодная вода (7 ноября) и большое волнение на море ("...крен катера достигал 45 градусов..."). Чем объяснить быстрое время гибели теплохода - 4 минуты? Его конструкцией. Большое количество пассажирских кают вдоль всего борта корабля, предусматривает наличие длинных коридоров вдоль всего корабля. С учетом волнения на море, а также того, что немецкие торпеды часто не держали глубины и выскакивали на поверхность, пробоина от торпеды могла оказаться на уровне или выше ватерлинии, что способствовало не только затоплению носовых трюмов, но быстрому распространению воды по всему теплоходу. Перегруз пассажиров в несколько раз выше нормы наверняка создал трудности для экипажа при борьбе за живучесть.
Нужно ли продолжать искать "Армению" или точное местоположение ее гибели должно по-прежнему оставаться неизвестным? Это вопрос больше политики, чем этики. Если мы по-прежнему хотим превращаться в жвачное быдло, поедающее попкорн и созерцающее очередного "супермена" в обтягивающем голубом трико - нет никакого смысла искать погибший теплоход. Если же нам важна наша история и мы ей дорожим - "Армения" должна быть найдена.

7 ноября 1941 года, в районе Ялты немцами был потоплен теплоход «Армения». «Армению» называют по разному: военным транспортом, санитарным транспортом и санитарным кораблем, грузо-пассажирским теплоходом. Товарно-пассажирский теплоход с этим именем был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1930 г. Судно имело длину 107,72 метра, ширину - 15,5, высоту борта - 7,7 м, минимальную осадку - 5,96 м, валовую регистровую вместимость в 4727 т при водоизмещении 5805 т. Экипаж - 96 человек. Всего таких судов было пять. Они курсировали на крымско-кавказской линии и все погибли во время войны.

Капитаном «Армении» был Владимир Яковлевич Плаушевский, погибший во время этой катастрофы. По числу погибших это была крупнейшая катастрофа не только Второй мировой войны, но и чуть ли не всей истории мореплавания!
Если на «Титанике» (14 апреля 1912 года) погибли 1503 человека, то на «Армении» - примерно 6000 человек. Дело в том, что точной цифры погибших на «Армении» нет.

Нет этих цифр ни в музее Черноморского флота, ни в музее героической обороны и освобождения Севастополя, куда я обращался. В музее Черноморского Флота, значится: «Санитарный транспорт ЧФ «Армения». Дата и место гибели - 7.11.1941 г. к югу от Ялты, 44° 17′ с. ш., 34° 10′ в. д. (Эти данные значатся также в справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 гг. Москва). Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами. Потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно. Спаслись 8 человек. (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8)».

На судне находились раненые, персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, санэпидемиологической лаборатории ЧФ, 5-й медотряд ЧФ, 280-й склад мед. имущества, медперсонал Николаевского военно-морского лазарета, филиал севастопольского госпиталя в Ялте.

Исследователи этой трагедии, в том числе севастопольский историк, писатель Евгений Веникеев, ученый секретарь военно-научного общества ЧФ капитан II ранга в отставке Сергей Соловьев (к сожалению, оба уже почившие), называют цифру от 5000 до 7000 человек. С. Соловьев считает, что по количеству погибших «впереди идет только немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф», потопленный в январе 1945 года на Балтике подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско. На лайнере находились 6535 человек. Спасены были 988 человек. Число погибших составило 5547.

По мнению Сергея Соловьева, на «Армении» погибших могло быть больше. Таким образом, это одна из крупнейших морских трагедий. С ней связано много инсинуаций. Соловьев развенчивает одну из них, кочевавшую по страницам газет, будто бы «Армению» бомбило 40 самолетов. Транспорт в 11 часов 25 минут 7 ноября 1941 года, шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован вражеским самолетом-торпедоносцем. Одна из сброшенных торпед поразила носовую часть корабля, и в 11 часов 29 минут он затонул.

Не было на «Армении» и знака Красного Креста, так как она, наряду с другими транспортами, кроме морской эвакуации, занималась доставкой из тыловых районов к местам боев вооружения, боеприпасов, живой силы. «Армения» была покрашена в военный цвет шаровой краской и даже имела пулеметы. Все это лишало транспорт права неприкосновенности.
Правда, есть и другая точка зрения. Один из организаторов обороны Севастополя генерал-лейтенант артиллерии П. А. Моргунов, бывший в то время комендантом береговой обороны Крыма и главной базы ЧФ, писал в книге «Героический Севастополь»:
«6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт - теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашел в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 час. 25 мин. недалеко от Ялты транспорт, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых». «В этом месте текста, - писал в своих исследованиях «Гибель «Армении»: число погибших неизвестно» Евгений Веникеев, - имеется сноска: «Отдел Центрального военно-морского архива (ЦВМА), фонд 10, дело 19, лист 221».

Есть некая тайна гибели «Армении», ибо дело N 19, касающееся этой трагедии, было уничтожено в 1949 году. Об этом сообщил начальник отдела Центрального военно-морского архива Л. Кирсанов. «Кому оно мешало, почему было уничтожено?» - задавался вопросами исследователь Е. Веникеев. Есть ряд и других загадочных моментов, связанных с гибелью «Армении». По одной из версий, теплоход потопил не торпедоносец, а бомбардировщики, сбросившие бомбы.
Многое бы раскрылось, если бы удалось обнаружить «Армению». Почти 64 года минуло со времени той страшной трагедии, но только недавно начали всерьез заниматься поисками погибшего судна. Инициатива здесь принадлежит руководителю экспедиции, начальнику департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергею Воронову. Ее поддержал Кабинет министров Украины.
Непосредственно поиском занимаются специалисты научно-исследовательского центра «Государственный океанариум Вооруженных Сил Украины», коллектив которого вот уже многие годы возглавляет капитан I ранга Валерий Кулагин. Кстати, Валерий Владимирович лично принял участие в экспедиционном поиске «Армении» и вместе с гидронавтами командиром экипажа Игорем Аврашовым и Геннадием Бельниковым совершил погружение на универсальном многоцелевом обитаемом подводном аппарате «Лангуст».

В разработке и проведении поисковой операции приняли участие начальник управления НИЦ «Государственный океанариум» капитан I ранга Игорь Родин, начальник отдела подводно-технических работ капитан I ранга Василий Куц, другие офицеры и специалисты океанариума.
- Толчком к этой экспедиции послужила юбилейная дата - 60-летие Великой Победы, - рассказывает Игорь Родин. - А инициатором стал Институт археологии НАН Украины и, в частности, Сергей Александрович Воронов. Правительством страны была поставлена задача - определить точные координаты гибели «Армении». Дело в том, что в различных источниках указано несколько мест гибели теплохода. С обследования одного из них, наиболее вероятного, и началась работа…
- Первое погружение на «Лангусте» мы совершили 26 мая 2006 года, - рассказывает капитан экипажа обитаемого аппарата Игорь Аврашов. - «Лангуст» отбуксировали в заданный район, и там мы спустились под воду. Работали мы на глубинах от 465 до 540 метров, причем обследовали очень сложный рельеф в районе ялтинского разлома. Изобаты глубин находятся близко друг от друга и напоминают своеобразную пятерню. Расстояние между подводными каньонами шириной от 20 до 40 метров, а высота отвесных стенок доходит до 35 метров. В таких подводных горах-оврагах очень трудно вести поиск, пусть даже и немалого объекта. Из-за сложного рельефа гидроакустический поиск был малоэффективен, и теплоход мы не обнаружили.
Чем завершится экспедиция, покажет время. Свой сыновний долг перед старшим поколением - увековечить память погибших на «Армении» - мы обязаны выполнить.


В 2011 году исполнилось 70 лет с момента одной из крупнейших морских катастроф – гибели теплохода «Армения».
Обследованы все возможные точки координат места гибели санитарного транспорта. Увы, даже с самой современной поисковой аппаратурой американцев «Армению» тогда найти не удалось. В 2006-2008 годах мы, используя самую совершенную немецкую и американскую технику, облазили тот квадрат вдоль и поперёк. Точку эту пересекли 27 раз! Обнаруживали даже 20-сантиметровые гильзы от артиллерийских снарядов.
Осталось всего два квадрата, где мы ещё не искали: шансы растут. Один из них – за территориальными водами напротив Ай-Тодора. Второй – на траверзе Аюдага. Глубины поиска: от 470 до 1500 метров. Больше всего опасаюсь, что в тех местах судно соскользнуло по склону на большие глубины. Экспедиция обязательно будет! Это наш долг перед погибшими 70 лет назад», – резюмировал Сергей Воронов.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого находились свыше 5000 человек.

«Белое пятно» войны

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек. В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей. 7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».
«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского. Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.
В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Из Севастополя «Армения» вышла в 17:00 6 ноября, а в Ялту прибыла в 2:00 7 ноября.Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.
Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов. Поэтому в 8 часов утра 7 ноября «Армения» вышла в море. Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей - всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню».Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ».Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».
Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.
Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в конце войны. В ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова торпедировала на выходе из Данцигской бухты фашистский транспорт «Гойя». Из более чем 7000 человек, находившихся на его борту, спаслось менее 200.

Андрей Сидорчик

Что скрывает экспедиция, которая может пролить свет на одну из главных военных трагедий Чёрного моря?

Поиск места трагической катастрофы теплохода «Армения» с предположительно семью тысячами человек на борту продолжается уже более 10 лет. Почему очередная экспедиция полностью засекречена, что обнаружили аквалангисты в 2005 году, заявив о находке «Армении», и могли ли организаторы экспедиций, частично профинансированных ВМС США, преследовать не только научные цели?


Находку утаили из-за золота?

Первая экспедиция по поиску теплохода «Армения» состоялась в далеком 2005 году. Тогда Институт археологии НАН Украины получил из разных источников целые три точки координат, в том числе из Центрального военно-морского архива в Москве, а также взял за основу показания очевидцев трагедии и выживших. Но самое главное, на чем базировались поиски, — это секретный отчёт, представленный некой крымской организацией, уже обнаружившей «Армению» с помощью геологографического комплекса «Поиск».

«Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна „Армения“. Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно „Армения“... Было идентифицировано санитарное судно „Армения“ по следующим параметрам: расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты); совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна; фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру; фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов — под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра — во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности», и т. д.

На место гибели был спущен глубоководный аппарат «Лангуст», экипаж которого подтвердил находку. Новость тут же разлетелась по всем СМИ с громкими заголовками типа «Легендарная „Армения“ найдена!» Археологический сезон был уже закрыт, зато следующее лето обещало быть богатым на артефакты, фото и видеокадры с теплохода...

Однако на следующий год поиски «Армении» возобновились уже в других районах. Объяснялось это так: дескать, находка не подтвердилась, и то, что видел экипаж Лангуста, — совершенно другое судно, совсем неинтересное. К слову сказать, отчёт, взятый за основу, был обнародован после того, как предполагаемое место гибели «Армении» украинские археологи обследовали уже с американских научных судов в 2006-2007 годах.

Согласно самой смелой конспирологической версии, груз, о котором было упомянуто в отчёте геологографической съёмки, а также который, по легенде, погрузили сотрудники НКВД в Ялте, и стал причиной утаивания информации о находке теплохода.

Хотя, возможно, всё это — не более чем домыслы...


История и трагедия

Пассажирско-грузовой теплоход «Армения» был построен на Балтийском заводе, в Ленинграде, в 1928 году. Водоизмещение 5770 тонн, длина 107,7 м, ширина 15,5 м, высота борта 7,84 м, экипаж — 96 человек. Судно относилось к классу двухпалубных, шести однотипных «крымчаков», которые работали на Крымско-Кавказской круизной линии в довоенный период («Армения», «Аджаристан», «Крым», «Абхазия», «Украина», «Грузия»). Вскоре после начала войны все шесть теплоходов были переоборудованы в санитарно-транспортные суда и переданы медицинской службе Черноморского флота.

Трагедия «Армении» произошла 7 ноября 1941 года и по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3 тыс. до 10 тыс. человек.

Хронология катастрофы вкратце такова. Около 17:00 6 ноября 1941 года теплоход под знаком Красного Креста вышел из Севастополя. На борту находились несколько тысяч раненных бойцов и эвакуируемых граждан. На судно были погружены также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Плаушевский. Сопровождали теплоход два вооружённых катера и два истребителя И-153. В 2:00, 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек (погрузка эвакуируемых также шла в спешке, поэтому точное их число неизвестно) и некий ценный груз — возможно, что, кроме документов, там были золото и ценности из крымских музеев. В 8:00 судно вышло из порта, а в 11 часов 25 минут было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолёт зашёл со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через четыре минуты «Армения» затонула. Спасти удалось лишь восемь человек, которых подобрал сторожевой катер.

Есть версия, что причиной катастрофы стали ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки других судов, которые могли бы произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты утром. Но чем руководствовался капитан Плаушевский, выводя судно в море в светлое время суток — в нарушение приказа командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского? По мнению одних, он не видел смысла оставаться в порту Ялты на день, поскольку неподвижный теплоход представлял собой отличную мишень (Ялта не имела средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями, ведь немцы уже ворвались в соседний Гурзуф). Другие считают, что капитан подчинился находившимся на борту сотрудникам НКВД, которые стремились как можно быстрее покинуть Крым.

Секретность и конспирология

Несколько дней назад стартовал новый этап поиска «Армении». На этот раз под эгидой Минобороны РФ. Среди участников экспедиции и специалисты Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ, и крымские профессионалы. Хотя задача экспедиции не фокусируется лишь на «Армении»: поиск подводных лодок, кораблей и самолётов, затонувших в годы Первой и Второй мировых войн. Поставленную задачу выполняет отряд кораблей Черноморского флота, в составе которого есть судно флота КИЛ-158, предназначенное для подъёма объектов со дна. Например, в Каче планируется найти подводные лодки времён Первой мировой войны, в Евпатории — транспорт «А. Серов», в районе мыса Айя — эсминец «Безупречный», от Феодосии до Анапы — поиск эсминца «Смышлёный». Также поисковая деятельность запланирована в районах мысов Херсонес, Опук, Фонарь и в Керченском проливе.

«Найденные корабли и подлодки будут объявлены воинскими захоронениями, места их гибели будут нанесены на все морские карты, и с этого момента все корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Отечества», — заявил заместитель главы военного ведомства Дмитрий Булгаков.

Но официальные комментарии о ходе поисковых работ ограничились пока лишь сообщениями о том, что у южного входа в Керченский пролив обнаружен немецкий торпедный катер S-102 (8 июня 1943 года катер подорвался на мине), с которого подняли 40-мм зенитный автомат Flak 28, фрагменты корпуса катера и гребные винты. И ещё со дна достали штурмовик Ил-2 (подбит 8 ноября 1943 года, самолётом управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев).

Про «Армению» же — ни слова. Хотя «Крымскому Телеграфу» из собственных источников известно, что поиск теплохода запланирован как минимум в двух точках Чёрного моря. Более того, информация о подводных работах резко прекратилась и, как стало известно, на борта кораблей, участвующих в работе, отказано в допуске даже журналистам, работающим на Министерство обороны РФ. Но почему? Как объяснил источник «Крымского Телеграфа», связанный с проведением этой экспедиции: «Никто не хочет преждевременно давать даже повод для новостей. Если „Армению“ найдут, тогда да — сенсация, а пока нужно молчать. Всем, кто связан с экспедицией, запрещено разглашать информацию. Всё засекречено».

Вместе с этим появилось и ещё одно предположение истинной цели экспедиции. Якобы она связана с очисткой Чёрного моря от неких датчиков слежения или перехвата информации. Дело в том, что журналисты обратили внимание: экспедиция требует очень больших затрат, и вряд ли военные будут вкладывать огромные деньги на простое обнаружение затонувших объектов. И вспомнилось, что в 2006 году от мыса Херсонес до мыса Меганом на научно-исследовательском судне Endeavor работала экспедиция американского учёного Роберта Балларда, которого впоследствии крымские СМИ обвиняли в сотрудничестве с разведкой США. Дескать, известно, что та работа обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов, а в 2007 году Баллард подключил к исследованиям океанографическое судно Pathfinder, принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США, и расходы ещё больше увеличились. И тайной целью американцев было изучение рельефа дна и побережья в военных целях, а также установка на подводные кабельные линии связи Черноморского флота РФ специальных средств прослушивания и специальных технических средств слежения, от которых теперь нужно избавиться. Вот и снарядили экспедицию от Минобороны... Впрочем, комментируя это предположение, представитель Черноморского флота искренне рассмеялся.

Вячеслав Трухачёв, начальник отдела информационного обеспечения ЧФ РФ:

«Знаю я о такой версии. Она такая... неожиданная. И несерьёзная. Для её комментирования лучше всего к конспирологам обращаться, это их тема».

А вот другая версия истинной цели американцев звучит не так уж фантастично — это проведение геологической и гидрографической разведки возле крымских берегов под легендой археологических исследований. Это требовалось для внесения свежих данных в карты морского дна, что, безусловно, является бесценной информацией для владельцев любезно предоставленного Балларду океанографического судна.

Игорь ШИЛОВ
Максим РУСИНОВ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 391 от 12 августа 2016 года

В конце сентября 1941 года нацистские войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и проникли вглубь Крыма. Захват полуострова имел большое значение для Адольфа Гитлера — это позволило бы лишить советскую армию авиационных баз и открыло бы немцам беспрепятственный доступ к нефтяным месторождениям Кавказа. К концу октября нацистские войска укрепили свои позиции на полуострове и вынудили советскую армию отступить к Севастополю — главной черноморской базе. В начале ноября началась осада города. Советское командование приняло решение эвакуировать мирное население морским путём по маршруту Севастополь — Туапсе.

До 1941 года по Чёрному морю ходили прогулочные и туристические «крымско-кавказские» теплоходы. Первые теплоходы — «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения» — появились в середине 1920-х годов. Часть из них строилась в Германии, а часть — в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе. После начала войны «крымчаки», как их называли в народе, были переделаны в санитарно-транспортные суда и отданы медицинской службе Черноморского флота. На них перевозились раненые, дети, женщины и медицинский персонал. Судно «Армения» было самым крупным среди переоборудованных теплоходов. Его водоизмещение составляло около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, а вместимость — около тысячи пассажиров. Под руководством опытного капитана Владимира Плаушевского в течение августа-сентября «Армения» перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы на Большую землю. В первых числах ноября войска Манштейна вели обстрелы Севастополя с суши, воздуха и воды. Возникла реальная угроза сдачи города врагу. Руководители обороны Севастополя решили эвакуировать госпитали, лазареты и часть мирного населения в Туапсе на судне «Армения».

Таинственный груз в Балаклаве

Эвакуация началась 6 ноября согласно приказу, поступившему от высшего командования днём ранее. Участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов вспоминал о первых днях эвакуации:

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».

Как только стало известно, что судно готовилось к отправке в Туапсе, в городе началась паника. Каждый хотел спастись, выбраться из-под нескончаемых обстрелов, но небольшая вместимость судна не позволяла взять на борт всех. По разным оценкам, на «Армении» оказались от 4,5 тыс. до 7 тыс. человек, что существенно превышало допустимое число пассажиров. На маршруте Севастополь — Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. Там судно поджидали катера НКВД для погрузки секретных ящиков, в которых, по одной из версий, находилось золото и ценности из крымских музеев, в частности, картины известных российских художников.

«На «Армению» мы так и не попали»

7 ноября в 2 часа ночи «Армения» прибыла в Ялту. Нацистские войска беспрерывно атаковали город. Е.С. Никулин, человек, не попавший на судно, вспоминал о его прибытии:

«С вечера мы о теплоходе «Армения» ещё ничего не знали. Ночью, часа в два, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины ».

Вместе с ранеными, сотрудниками пионерлагеря «Артек», персоналом главного госпиталя Черноморского флота на борту оказались представители партийного руководства Крыма. В ожидании, пока начальство прибудет к месту посадки, судно простояло в порту на несколько часов дольше запланированного времени. Вера Чистова, которой не удалось попасть на «Армению» в тот день, вспоминала:

«Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали».

После того как все оказались на переполненной палубе, судно готово было продолжить путь по маршруту Севастополь — Туапсе. Но адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ отправиться после 19:00, с наступлением темноты. В светлое время суток судно могло подвергнуться ударам с воздуха. Однако капитан «Армении» Плаушевский осмелился не выполнить приказ, так как прекрасно понимал, что находиться в незащищённом с воздуха порту было смертельно опасно. В любой момент лётчики вермахта могли нанести удар. По другой версии, давление на капитана со стороны сотрудников НКВД, находящихся на борту, также могло стать причиной более раннего отбытия. Партийные руководители хотели скорее покинуть полуостров, чтобы спастись самим и не позволить нацистам захватить секретный драгоценный груз. 7 ноября в 8 часов утра в сопровождении двух вооружённых катеров и двух истребителей И-153 «Чайка» «Армения» отплыла из Ялты.

«Начался сущий ад»

В июле 1941 года воздушные силы вермахта бомбили госпитальные суда в Чёрном море. Тогда обстрелу подверглись «Котовский» и «Антон Чехов», а позже, в августе, в результате воздушных налётов затонули «Аджария» и «Кубань». В надежде на предотвращение возможных атак с воздуха на борту «Армении» поместили отличительный знак госпитального судна — огромный красный крест. Корабли, на которых изображён такой крест, согласно нормам международного права, не должны были подвергаться обстрелу. Но это не останавливало нацистов. Для защиты от возможных налётов на палубе «Армении» были размещены четыре зенитные пушки «21-К», но и они не спасли её от гибели. Через три с половиной часа после отплытия в 11:25 утра в нескольких километрах от Ялты судно настиг нацистский торпедоносец Heinkel He-111, сбросивший на «Армению» с высоты 600 метров две торпеды. Одна попала в воду, а вторая угодила прямо в носовую часть теплохода. Через несколько минут корабль затонул.

По другой версии, «Армению» разбомбили сразу восемь нацистских Junkers Ju 87. Из всех находившихся на борту (напомним, это порядка 4,5-7 тыс. человек) выжить удалось лишь восьмерым. Среди них была Анастасия Попова. Несмотря на жуткий холод, она, беременная, самостоятельно доплыла до берега. О страшных минутах трагедии Анастасия вспоминала так:

«6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню».

«Число погибших — около 7000 человек»

В день трагедии, 7 ноября, в Москве на Красной площади прошёл парад в честь празднования 24-й годовщины Октябрьской социалистической революции. Во время войны и после её окончания факт трагедии замалчивался, поэтому достоверной информации о месте гибели «Армении» и числе погибших долгое время не было.

Пётр Моргунов — один из организаторов обороны Севастополя — в 1970-х годах в своих мемуарах «Героический Севастополь» о трагедии упомянул вскользь:

« 6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт — теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашёл в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 часов 25 минут недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолётом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых».

В конце приведённого отрывка имеется сноска на дело №19, хранящееся в Центральном военно-морском архиве. Недавно историкам стало известно , что в 1949 году (по другим данным в 1947 году) оно было засекречено и уничтожено. Некоторая информация о трагедии содержится в третьем томе «Итогового отчёта по боевой деятельности Черноморского флота за время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.», опубликованном в 1956 году. В очерке сообщалось, что 7 ноября 1941 года на «Армении» погибли 7 тыс. человек, спаслись лишь восемь человек.

Наконец, в книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Чёрном море», изданной историческим отделом Наркомата ВМФ СССР ещё в 1946 году, но лишившейся грифа «совершенно секретно» только в 1989 году, приводятся сведения о времени и координатах нахождения судна во время обстрела. Единственная зацепка для будущих поисков появилась в 1991 году. Ею стала выписка из документа, хранящегося в материалах Музея медицинской службы Черноморского флота. В нём речь шла о 7 тыс. погибших на теплоходе «Армения», подвергшихся атаке с воздуха у посёлка Гурзуф в районе Медведь-горы (Аю-Дага).

Специальное расследование, посвящённое поиску места гибели «Армении», провёл в советские годы капитан II ранга, учёный секретарь Военно-научного общества Севастополя Сергей Соловьёв. Ему удалось ознакомиться с частично сохранёнными архивными документами и с показаниями очевидцев, среди которых было свидетельство катерника с морского охотника «МО-04» М.М. Яковлева, сопровождавшего судно:

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полёте, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошёл в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».

Из этого рассказа следует, что судно «Армения» в то самое утро, 7 ноября, возможно, находилось на пути из Ялты не в Туапсе, а обратно в Севастополь, потому что мысы Сарыч и Айя находятся западнее Ялты, по направлению к Севастополю. Таким образом, письменные свидетельства позволили определить несколько предположительных мест гибели судна, но так или иначе все они находятся в районе ялтинского побережья.

«Возможно, в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении»

В 2005 году группа украинских археологов под руководством Сергея Воронова начала подводные исследования в районе Ялты с целью обнаружения затонувшего судна. В 2006 году к поискам приступил знаменитый американский исследователь Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а в 1989 году обломки немецкого линкора «Бисмарк». Несмотря на наличие дорогого оборудования и техники, ему не удалось обнаружить «Армению».

По сообщениям СМИ, последняя попытка поиска судна предпринималась в конце июля 2016 года специалистами Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ. Результаты поисков до сих пор не известны.

За подробностями о поиске «Армении» RT обратился к Виктору Вахонееву — заведующему отделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований. Он сам являлся участником самых первых поисков судна, которые проводились с 2005 года силами украинских, российских и американских специалистов. В интервью RT Вахонеев отметил, что работы велись на разных глубинах:

«Главная причина, по которой судно не удавалось найти в 2005-2006 годах — это свал глубин. У черноморского дна очень гористый рельеф. Вполне возможно, что в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении», но её крайне сложно идентифицировать среди подводных скал. При сканировании дна образуются зоны теней, где может теоритически находиться судно. Но из-за имеющегося свала процесс сканирования усложняется».

Виктор Вахонеев пояснил, что экспедиции не располагают точными данными о расположении судна. Это связано с тем, что дело о гибели «Армении» в 1947 году было изъято из архивов и сейчас оно под грифом «совершенно секретно» находится в архиве ФСБ. Специалист отметил:

«Мы исходили из времени, когда «Армения» вышла из порта, приплюсовав к нему три часа до момента её затопления. Затем умножили на минимальную, среднюю и максимальную скорость хода. На основе полученных данных прочертили радиус, куда судно могло уйти. Логичнее всего, что «Армения» ушла в сторону Гурзуфа (восточнее Ялты), горы Аю-Даг вдоль берега. Но мы также сканировали дно не только в этой местности, но и в центральном районе Ялты».

По поводу версии о том, что судно направлялось из Ялты обратно в Севастополь, Вахонеев пояснил, что в ней закралась путаница. Катерник, свидетельствующий о том, что он видел «Армению» в районе мыса Сарыч, перепутал его с другим теплоходом — «Лениным». Он подорвался в этой местности на мине в июле 1941 года. По словам Виктора Вахонеева, акватория Сарыча хорошо изучена и следов «Армении» там не обнаружено.

По одной из версий, судно может находиться под слоем ила. Собеседник RT выразил сомнение:

«Это невозможно. Высота борта судна была слишком большой. Ила такой высоты, которая бы превышала параметры судна, просто не бывает. Единственная трудность, препятствующая поиску судна, — горный рельеф дна».

В заключении Виктор Вахонеев отметил, что история гибели «Армении» полна загадок. Так, он выразил сомнение относительно свидетельств Анастасии Поповой, которая сумела доплыть до берега в холодной воде.

До сих пор не известно, удалось ли найти обломки «Армении» во время последних поисков летом 2016 года. Остаётся надеяться, что однажды и в этой истории будет поставлена точка.

Эдуард Эпштейн

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма