Япония замахнулась на Сахалин, а России надо требовать отдачи острова Хоккайдо: исторически он наш. Остров Хоккайдо, Япония: описание, подробная информация, интересные факты и отзывы Остров хоккайдо образовался в кайнозое

Япония замахнулась на Сахалин, а России надо требовать отдачи острова Хоккайдо: исторически он наш. Остров Хоккайдо, Япония: описание, подробная информация, интересные факты и отзывы Остров хоккайдо образовался в кайнозое

Давно у меня была такая мечта, побывать на всех четырёх главных островах Японии. И последним оставался северный остров, Хоккайдо. По разным причинам у меня всё никак не получалось туда добраться. Но сейчас это наконец свершилось, и вот я еду на Хоккайдо, в его столицу, город Саппоро. Это восемь часов от Токио на поезде!

Попав на Хоккайдо, я понял, что здесь всё устроено не совсем так, как в более привычной мне центральной Японии. Огромные незабитые людьми просторы, горные пейзажи и холода - вот что можйно ожидать на этом северном острове.

1. На Хоккайдо ходят новенькие Хоккайдо синкансэны - они, . А эти ещё и зелёные!

2. В этих составах в добавок к обычным "зелёным" вагонам (это что-то типа бизнес-класса), есть ещё так-называемый Гран-класс, по иерархии это скорее как первый на самолётах. Правда по уровню комфорта он скорее похож на обыкновенный . Не могу себе даже представить, сколько стоит такой билет. Обыкновенный "эконом" от Токио до Саппоро обходится в $240 в каждый конец! Хорошо, что JR-Pass покрывает эти поездки.

3. Японцы постоянно развивают свою сеть супер-экспрессов, протягивая её по всей стране. Вот и Хоккайдо синкансэн - штука новая. Его запустили только в Марте 2016 года.

4. Совсем недавно праздновалась его первая годовщина.

5. А ещё, Хоккайдо синкансэн не столько ходит по Хоккайдо, сколько на него. Первая же станция на острове является конечной для этих экспрессов. Чтобы попасть с одного острова на другой, синкансэн проезжает через 54-километровый тоннель под проливом Цугару. Рельсы находятся на глубине 100 метров под морским дном!

6. На этом синкансэне мы доехали до городка по имени Хокадате, и решили немного осмотреться, прежде чем двигать дальше в Саппоро.

7. Здесь появлению синкансэна очень рады, эти зелёные экспрессы встречаются везде. Кажется они даже заменят предыдущий символ города - кальмаров. По всей Японии строительные барьеры держатся на весёлых зверушках, а тут для этих целей используют синкансэн!

8. Привокзальная площадь - просто огромная парковка.

9. Хакодате город прибрежный, портовый, и по утрам здесь работает рынок морепродуктов.

10. В продаже крабы, кальмары, морские ежи, и прочие непонятные дары моря. Всё это вчера "ещё бегало".

11. Макс купил осьминога на палочке. Говорит, вкусно было.

12. Вид на бухту. Когда-то американцы заставили японское правительство открыть с ними торговлю. Японцы подумали-подумали, и выбрали Хакодате, как место, куда будет разрешён вход американских кораблей. На тот момент голландцы уже выбили право торговать на юге, в Нагасаки. Власти не хотели, чтоб иностранцы появлялись в более центральных частях Японии, и специально выбирали для такой торговли удалённые от Токио и Киото порты, чтобы уменьшить влияние извне.

13. В тротуар вмонтированы указатели на достопримечательности. Тут вам железнодорожный вокзал, и старые кирпичные склады.

14. Эти склады были построены для торговли с иностранцами, они чем-то напоминают портовые здания в нью-йокрском Ред Хуке.

15. Сегодня тут магазины и кафешки, это одно из мест, которые в Хакодате предлагают посмотреть туристам.

16. Вид от этих складов на залив. Вдалеке красуются горы. В Хакодате очень сильный ветер, и почти нулевая температура сейчас, в середине апреля. Так что долго находиться на улице неприятно.

17. Пойдём внутрь, в склады. В одном из магазинов наткнулся на матрёшек! Русский след налицо. Смотрите, тут даже есть Чебурашка с Геной!

18. За соседним прилавком очень много ушастиков из моего детства. Приятно видеть, что ! Правда попадается он всё как-то дальше от центра.

19. А вот, рядом со складами настоящая изба из брёвен. Что это? Как она сюда попала? Непонятно, внутри было закрыто.

20. В Хакодате сохранились старые деревянные дома. Наверное в городе есть и храмы, но нам не попадались, это вам не Киото.

21. В общем это довольно стандартный японский городок. Тут есть свой дизайн люка (потом покажу), а на улицах, .

22. А ещё в Хокадате полно , которые получают различные льготы в обмен на малые габариты.

23. Но самое главное, в городе ходит трамвай! Мне даже обидно стало. , а тут, даже в такой дыре - вот пожалуйста. Снова стало обидно за Нью Йорк, где все трамваи в XX веке выпилили.

24. Странная надпись по-английски в кабине: "У водителя есть ручка и блокнот, для общения." Это что, он на ходу писать должен?..

25. Ладно, погуляли по Хакодате, и пора дальше в Саппоро. Нам предстоит ещё где-то три часа ехать вот таким поездом. Он дизельный, чего редко встретишь в центральной Японии, но тут на Хоккайдо ещё не до конца электрифицировали пути. По планам Хоккайдо Синкансэн дотянется до Саппоро лишь к 2031 году!

26. Наши соседи. Они развернули два кресла лицом друг к другу, устроив себе небольшой отсек.

27. Пейзаж за окном. В Токио и , а тут на севере страны ещё лежит снег.

28. Местами огромные сугробы попадаются!

29. А вдалеке - красивые заснеженные горы. На Хоккайдо, как и в остальной Японии гор много.

30. Ближе к побережью снег успел растаять. Проезжаем бескрайние поля, с теплицами. Интересно, что здесь выращивают.

31. Панели солнечных накопителей. По сравнению с другими частями Японии в Хоккайдо просторно, можно и электричество пособирать.

32. Берёзки за окном! Матрёшки, Чебурашка, изба, а теперь ещё и берёзки! Хоккайдо явно любит всё русское!

33. Большую часть дороги поезд идёт вдоль морского берега. Когда здесь построят синкансэн, он будет срезать дистанцию с помощью тоннелей - до 75% пути будет под землёй. А пока красиво.

34. Правда мы неверно выбрали сторону вагона, нашим соседям повезло больше. На будущее будем знать, из Хокадате в Саппоро надо садиться справа. Назад - слева.

35. Облака и горы. Скоро закат.

36. Ну красота же!

37. Иногда мы проезжаем небольшие городки. На Хоккайдо домики в таких поселениях попроще, чем

Япония - это страна, являющаяся одной из самых любимых у многочисленных туристов. Великолепная природа Японии, ее неповторимая богатая история и уникальнейшая культура привлекают множество людей со всех концов Земли.

Особенность расположения ниже описываемого уголка Земли в географическом плане состоит в том, что он является одновременно самым восточным и самым северным островом Японского архипелага.

Япония: остров Хоккайдо

Это второй по размеру остров Японии. Самая северная его крайняя точка, как и всей Японии, - мыс Соя, а самая восточная - Носаппу-Саки.

Самый ближний соседний остров - Хонсю, отделенный Воды омывают его северный берег, Японское море - западный, а Тихий океан - восточный.

Хонсю - остров крупнее Хоккайдо. Ранее он был известен под названиями Хондо и Ниппон. Он составляет 60% от площади всей территории страны. Но только Хоккайдо, являющийся одним из 4-х крупнейших островов Японии, лучше всех сохранил первозданную природу. Примерно 10% его территории занимают национальные парки (всего их 20). Поэтому Хоккайдо является центром именно экологического туризма.

Территория имеет общую площадь более 83 453 км2.
Его населяет 5 507 456 человек (по статистике на 2010 г.).

Краткая история острова Хоккайдо

Заселение территорий Хоккайдо началось около 20 тыс. лет назад. В те времена здесь проживали айны - одна из древнейших народностей История освоения до сих пор хранит огромное множество загадок. Самое первое упоминание, известное исследователям-ученым в наши дни, было сделано на страницах «Хон сёки» - японского письменного памятника, датируемого восьмым столетием н.э.

Есть одна довольно распространенная теория, по которой остров Ватаришима (о нем и идет речь в данной летописи) и есть Хоккайдо, который так был назван только в 1869 году.

Островитяне (айны) занимались в те времена рыболовством и охотой, а существующие на то время торговые связи с соседними островами давали им возможность обеспечить себя рисом и железом.

Мирная спокойная жизнь их закончилась в XIV-XV веках, когда японцы стали постепенно заселять соседний полуостров Осима (юго-запад от Хоккайдо). Это было агрессивно принято айнами, что привело к военным действиям, закончившимся в 1475 году, когда погиб их вождь.

Во времена расцвета правления князя Мацумаэ, территории которого были расположены в основном на о. Осима, остров Хоккайдо постепенно стал частью их владений. И вновь с того момента на острове разгорелась многолетняя борьба между местными коренными жителями и японцами. Айны восставали до 2-й половины 18 века, но никаких результатов эти действия не приносили. Японцы уверенно держали важный остров в своих руках, тем более что тогда еще существовала вероятность нападения русских с запада.

В 1868-1869 гг. на Хоккайдо существовала независимая республика Эдзо, которая была провозглашена после переселения на остров тысячи военных, выбравших после первых японских выборов главу республики - адмирала Э. Такэаки.

Император не потерпел такого самоуправства на своих территориях, и в марте 1869 года республика Эдзо была упразднена, а ее глава был осужден.

Тяжелые времена для острова были и в 1945 году, когда его территории подверглись ужасной бомбежке. В итоге сильно пострадало множество городов и сел.

Рельеф, добываемые ископаемые

Остров Хоккайдо большей частью имеет горный рельеф. Больше половины территории занято горами, остальная покрыта равнинами. Хребты горные (Хидака, Токати и др.) вытянуты в субмеридиональном направлении. Наивысшая точка Хоккайдо - гора Асахи (высота 2290 метров). На острове находятся 8 вулканов, причем действующих. Часто здесь, как и в Японии, происходят и землетрясения.

Добывают на острове уголь каменный, железную руду и серу.

Города и этнический состав населения

Хоккайдо (префектура) административно делится на 14 субпрефектур.
Столица острова - Саппоро, в котором проживает 1 915 542 человек (по статистике 2010 года).

Саппоро - крупнейший город Хоккайдо. От Курильских островов отделяют его проливы Измены и Кунаширский.

Крупные города острова - Муроран, Томакомай, Отару. Этнический состав довольно простой: японцев - 98,5% от общего населения, корейцев - 0,5%, китайцев - 0,4% и прочих национальностей (в т.ч. айнов) - всего лишь 0,6%.

Реки и озера

Самые крупные реки острова - Исикари (длина 265 км) и Токати (длина 156 км).
Озера крупнейшие - Сикоцу, Тоя и Куттяро (кратерные) и Сарома (лагунного происхождения). Есть на Хоккайдо значительное количество и небольших вулканических озер, которые подпитываются минеральными горячими источниками.

Климат

Остров Хоккайдо имеет климатические условия несколько иные, чем в других японских районах. Здесь среднегодовая температура составляет всего лишь +8 °C. В связи с соседством с Тихим океаном в этих местах за год бывает в среднем лишь 17 полных солнечных дней. Зато в летние периоды регистрируется около 149 дождливых, а в зимние - примерно 123 снежных дня.

И все же по японским меркам летний климат на острове Хоккайдо более сухой, а зимний - более суровый, чем в других областях страны.

Да и понятие «север» на Хоккайдо довольно относительное. К примеру, город Вакканай, расположенный на крайнем севере острова, находится южнее города Парижа. В общем, этот остров в Японии считается «суровым Севером».

Растительный и животный мир

Большей частью растительный покров Хоккайдо представляют хвойные леса (пихта и ель) вперемежку с бамбуком (занимают 60% площади острова). Кедровые, березовые леса и кустарниковые пустоши распространены в горах.

Из числа млекопитающих здесь встречаются лисы, медведи, соболи, горностаи и ласки. Все японские острова (Хоккайдо в их числе) населены удивительно разнообразным миром птиц, а их прибрежные воды изобилуют многочисленными видами рыб.

Достопримечательности

Что интересного, кроме удивительной уникальной природы, еще можно увидеть на острове Хоккайдо? Отзывы путешественников об этом острове, как, впрочем, и обо всей Японии, самые положительные.

В Саппоро есть несколько примечательных мест: часовая башня с одноименным названием - одна из немногих сохранившихся построек конца 19 века в американском сад ботанический с сохранившимся участком природного леса, когда-то росшего на месте города; бульвар Одори; башня телевизионная (высота 147 метров); гора Мойва в 8 километрах от столицы; музей пива (когда-то фабрика по его производству); парк Накадзима.

В городе Хакодате есть пятибастионная крепость (1864 год); монастырь Корюдзи; церковь Воскресения Господня и церковь католическая Момомати; монастырь Хигаси-Хонгандзи.

На острове Хокккайдо есть национальные парки: Сикоцу-Тоя, Кусиро-Сицугэн, Акан, Сиретоко, Рисири-Ребун и Тайсеиудзан. Парки квазинациональные - Хидака, Абашири, Онума, природный префектурный парк Аккеши.

В заключение немного любопытных фактов


  • В Саппоро ежегодно проходит Снежный праздник, который впервые был проведен в 1950 году. Это своего рода выставка снежных фигур.
  • Территории Хоккайдо изобилуют множеством горячих источников. Самым интересным из них является Дзигокудани (Долина Ада). На этом участке расположены многочисленные гейзеры, периодически взмывающие над землей.
  • По своей площади Хоккайдо приблизительно равен австрийской территории.
  • С 1859 года в Саппоро действует православный храм, возведенный силами миссии Русской церкви - Церковь Воскресения Господня. С 1983 года она официально относится к культурному достоянию Японии.

Для разнообразия Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Не успел закончиться визит в Японию министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, как Токио взялся за старое — вновь поднял тему принадлежности Курильских островов. Причем сделал это в более резком, радикальном формате, упомянув в контексте остров Сахалин. Готовность России к компромиссу по территориальному вопросу была воспринята как слабость, а значит, и повод для атакующих действий на дипломатическом фронте. Градус дискуссии добавляют скорые выборы, на которых действующий премьер-министр Синдзо Абэ рассчитывает победить, заняв жесткую позицию. Россия же, хотя и размещает на спорных территориях дополнительный военный контингент, политически, скорее, проигрывает, оставаясь в обороне. Выходом из положения может стать симметричное требование — вопрос о принадлежности острова Хоккайдо, на котором когда-то жили подданные Российской империи.

О взглядах японского политического истеблишмента на проблему урегулирования так называемых «северных территорий» в интервью влиятельному изданию Toyo Keizai развернуто рассказал отставной дипломат Ёсике Минэ. По его словам, проблема имеет два уровня. «В узком смысле проблема "северных территорий" указывает на четыре острова. В более широком — на Сахалин и Курильские острова», — отметил Минэ. При этом он привел японское название Сахалина — Карафуто. Вместе с тем дипломат оговорился, что на дискуссии в парламенте правительство Японии ведет речь только о четырех островах: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Также Минэ напомнил, что Россия уже заявляла о готовности вернуть Хабомаи и Шикотан. То есть передачу двух южных островов японцы считают делом в принципе решенным. Более широкие территориальные претензии, в том числе Сахалин, — это для них задача максимум.

Тот факт, что подобные речи ведет не действующий государственный служащий, вовсе не означает, что его словам не стоит придавать значения. В западной политической традиции считается нормальным давать высказывать одиозные идеи формально бездействующим, но авторитетным политическим деятелям. Они используются как элемент давления на переговорах и предмет для политического торга. Вспомним многочисленные внешнеполитические миссии Картера или Киссинджера. Побежденные японцы учатся у победителей — янки. Аргументируя в интервью свою позицию ссылками на исторические договоры и послевоенные дипломатические коллизии, Минэ стремится создать впечатление об отсутствии у России права на Южные Курилы и в завершении апеллирует к США как к внешней силе, призывая вмешаться в двусторонние переговоры Японии и России.

Позиция нашего МИДа на первый взгляд безупречна: продолжение переговоров по островам возможно лишь после признания Японией итогов Второй мировой войны — российского суверенитета над «спорными территориями» и подписания мирного договора. То есть «утром деньги — вечером стулья», а не наоборот. Хотя передача Японии (предположим!) двух южных островов, пусть и в качестве жеста доброй воли, вряд ли найдет понимание у россиян. Даже в случае, если пресловутый мирный договор будет подписан. Японцев же и этот, во многом односторонний, вариант не устраивает. Понимая это еще накануне своего визита, Сергей Лавров заявил, что официальная Москва требует ясности от Токио по этому вопросу. Впрочем, недавняя реплика российского президента, сказанная журналистам после прямой линии о том, что «компромисс когда-нибудь может быть найден и будет найден», кажется, вновь вдохновило политиков Страны восходящего солнца. То же говорят и источники «Коммерсанта» в российском посольстве в Токио.

Дипломатические игры идут на фоне укрепления Россией своей обороноспособности в регионе. Ранее сообщалось, что Минобороны РФ разместит на Курилах береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также группировку беспилотников нового поколения. Это произойдет в рамках планового перевооружения дислоцированных здесь соединений и воинских частей. Кроме того, в апреле моряки Тихоокеанского флота отправятся в трехмесячный экспедиционный поход на острова Большой Курильской гряды. Заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о том, что усиление российской военной инфраструктуры на южных Курилах «будет несовместимо с позицией Японии», и вовсе выглядит жестким и не оставляющим поля для компромиссов. Масла в огонь подлили депутаты Госдумы РФ, предложившие использовать изображение спорных островов на новой вводимой ЦБ в обращение банкноте. Очевидно, что в случае подобного закрепления символа ни о какой передаче островов не может быть и речи.

Между тем все эти меры носят скорее технический характер. Да, острова будут надежно защищены, однако когда-то и СССР был с военной точки зрения неслабой державой, однако капитулировал, как только у руля оказался слабый, подверженный влиянию генсек Горбачев. Для закрепления паритета и утверждения своей позиции России помогло бы некое симметричное требование к Японии политического характера, которое уравновесило бы притязания Токио. А главное, могло бы быть снято только в ответ на снятые требования японцев. Таким требованием мог бы стать вопрос территориальной принадлежности острова Хоккайдо. Когда-то СССР намеревался захватить и его у поверженной в войне Японии, однако сопротивление президента США Гарри Трумэна помешало. Исторические же аргументы, обосновывающие притязания России на остров, имеются.

Хоккайдо — русский остров

В настоящий момент японская сторона апеллирует к Симодскому трактату от 1855 года. Однако, если взять за основу предшествующие события, ситуация перестает быть двусмысленной. Так, составленное при Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и Хоккайдо. Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными. С японцами они воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курилы казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — православные! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами. Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». То есть сейчас наш МИД предлагает сделать ровно то, что зафиксировано в декларации Хрущева.

Есть, однако, некоторое отличие. Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась. Только что визит Абэ в Россию был отменен как раз из-за давления Вашингтона, о чем рассказала глава информационного департамента МИД Мария Захарова. Ну а раз так, то и безвозмездная передача в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной и практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Можно вспомнить и о мнении народа и провести референдум или хотя бы опрос ВЦИОМ о том, согласны ли люди с решением Никиты Хрущева «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Наш крестьянский в массе своей народ безошибочно чувствует, что землю отдавать нельзя никогда. Ответом будет категорическое «нет». Телеканал Russia Today и агентство Sputnik проинформируют мир о воле россиян.

Если официальные государственные структуры начать такую кампанию по дипломатическим соображениям не могут, это может сделать одна из неформальных патриотических организаций. Государство же поддержит инициативу. Именно так порой действуют американцы, называя это государственно-частным партнерством. Чем Россия хуже? Навсегда снять проблему принадлежности Курильских островов, «затроллив» предварительно Токио медийными и дипломатическими атаками, — достойная задача для такой практики. Лозунгом кампании могли бы стать слова: «Хоккайдо — русский остров!».

Хокка́йдо (яп. 北海道 Хоккайдо:, «Губернаторство северного моря»), ранее известный как Эдзо, в старой русской транскрипции Иессо, Иеддо, Иедзо - второй по величине остров Японии. До 1859 года назывался также Мацумаэ по фамилии правящего феодального клана, которому принадлежал замковый город Мацумаэ - в старой русской транскрипции - Матсмай, Мацмай.

География

Хоккайдо находится в северной части Японии. Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и обращено к тихоокеанскому побережью Дальнего Востока России. Территория Хоккайдо почти поровну делится между горами и равнинами, причём, горы располагаются в центре острова и тянутся хребтами с севера на юг. Самая высокая вершина - гора Асахи (2290 м). В западной части острова, по реке Исикари (длина 265 км) расположена долина с одноимённым названием, в восточной части, по реке Токати (156 км) - ещё одна долина. Южную часть Хоккайдо образует полуостров Осима, отделяемый Сангарским проливом от Хонсю. Между этими островами под морским дном проложен железнодорожный туннель Сэйкан.

На острове расположена крайняя восточная точка Японии - мыс Носаппу-Саки. Также на нем расположена и крайняя северная точка Японии - мыс Соя.

Крупнейший город Хоккайдо и административный центр одноимённой префектуры - Саппоро.

Флора и фауна

Большая часть Хоккайдо покрыта лесами. Преобладают хвойные леса из ели и пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске. На высоте произрастают кедровые и берёзовые леса, располагаются пустоши с кустарниками. В северной части граница лесов из хвойных деревьев находится на высоте 500 метров, на юге острова леса состоят из широколиственных деревьев. В лесах можно встретить соболя, горностая, ласку, бурого медведя, лисицу. Хоккайдские медведи отличаются свирепым нравом.

Исторические сведения

Озеро Сикоцу

Доисторические и древние времена

Старейшие артефакты, найденные на территории Хоккайдо, принадлежат к эпохе позднего палеолита. Это каменные отщепы, изготовленные первобытным человеком 25-20 тысяч лет назад. Они были найдены на горной стоянке Сюкюбай-Санкакуяма города Титосэ и стоянке Симаки посёлка Камисихоро. 15-12 тысяч лет назад, в эпоху мезолита, на Хоккайдо распространилась техника изготовления каменных лезвий, с которой связывают появление культуры микролитических орудий. В это же время жители острова научились использовать лук и стрелы.

Появление керамики на Хоккайдо датируется 8 тысячелетием до н. э. Она представлена культурой Дзёмон. На острове эта культура нашла своё выражение в двух стилях оформления посуды - юго-западном и северо-восточном. Первый возник под влиянием стиля региона Тохоку соседнего острова Хонсю, а второй оформился самостоятельно. Посуда юго-западной части Хоккайдо была плоскодонной, а северо-восточной - остродонной. Около 6 тысячелетия до н. э. остродонная посуда уступила место плоскодонной, а старые стили эволюционировали в новые - цилиндрический на юго-западе и северно-цилиндрический на северо-востоке. В 3-2 тысячелетии до н. э. жители Хоккайдо переняли из соседнего Хонсю пышный стиль Камегаока, который вытеснил региональные стили.

На рубеже нашей эры в Японии распространилась новая культура Яёй. Её носители были оседлыми земледельцами. Они занимались рисоводством, знали технику обработки металлов и изготавливали новый тип неорнаментальной керамики. Хоккайдо остался вне влияния этой культуры. Его жители продолжали жить охотой и собирательством, были полуоседлыми и держались традиций предыдущей эпохи Дзёмон. Их культура получила название пост-дзёмонской. В течение 3-4 вв, под влиянием южных соседей, жители Хоккайдо стали использовать металлические орудия и изготавливать украшения из драгоценных камней.

Начиная с 7 века северо-восточные районы Хоккайдо, а именно земли побережья Охотского моря, находились под влиянием Охотской культуры. Её носители использовали каменные, железные и костяные орудия труда. Большое поселение и могильник этих северных охотников были найдены на стоянке Моёро на территории города Абасири. Наиболее поздние памятники охотской культуры датируются IX веком.

В 8 веке на базе пост-дзёмонской культуры возникла новая культура Сацумон. Её носителями были прото-айны. Так же как и дзёмонцы, прото-айны были в основном охотниками-собирателями, хотя и практиковали примитивное земледелие. Своё оружие и орудия они изготавливали из железа, реже - из камня или кости. Прото-айны торговали с соседними нивхами на севере и японцами на юге. Последние называли жителей Хоккайдо и прилегающих территорий термином «эдзо» (варвары), а их страну «островом Эдзо», «Тысячей островов Эедзо» или «Заостровьем». Центром торговли прото-айнов с японцами была японская провинция Дэва в регионе Тохоку.

Новое время

На крайнем юго-западе полуострова Осима, в 1604 году утвердилось феодальное княжество Мацумаэ, вассальное от сёгунов Токугава, во владение которому и был отдан весь остров. Он назывался в то время Эдзо, а его коренное население составляли айны, покорение которых японцами растянулось более чем на два столетия. В 1712-1713 годах по расспросам айнов и рассказам японцев, занесённых бурей на Камчатку в 1710 году, своё описание острова составил казак Иван Петрович Козыревский. Весной 1779 года русские моряки и промысловики, возглавляемые Антипиным и Шабалиным, на семи байдарах направились к берегам Хоккайдо. 24 июня того же года они вошли в гавань Ноткомо на северо-востоке острова, где собрали с проживавших там айнов ясак и фактически приняли 1500 человек в российское подданство. Данный факт вызвал негодование японцев. Осенью 1792 года север Хоккайдо посетила российская экспедиция во главе с Адамом Лаксманом, хотя японцы и запретили русским торговать с хоккайдскими айнами.

Природа на Хоккайдо

В 1868-1869 годах на острове существовала Республика Эдзо, созданная сторонниками сёгуната; после падения республики остров переименован в Хоккайдо. В 1869 году Правительство Японии учредило «Управление колонизации Хоккайдо».

Префектуру Хоккайдо также называют "Губернаторство северного моря".

Является самой северной из 47 префектур Японии. Через Хоккайдо пролегает кратчайший путь из Японии в Россию и США. По сравнению с другими регионами Японии Хоккайдо слабо заселен. Около 33 % всего населения префектуры приходится на префектурный центр Саппоро.

Губернаторство Хоккайдо разделёно на 14 округов: Абасири; Ибури; Исикари; Камикава; Кусиро; Немуро; Осима; Румои; Сирибеси; Сорати; Соя; Токати; Хидака; Хияма.

Самый большой город Хоккайдо — столица, Саппоро.

Бульвар Одори в Саппоро

Крупные города: Хакодате на юге и Асахикава в центральном регионе. Другие крупные населенные пункты: Кусиро, Обихиро, Китами, Абасири и Немуро.

Большинство путешественников на остров прибывает воздушным транспортом. До Хоккайдо можно добраться также и на пароме из Сендая, Ниигаты и некоторых других городов, паромы из Токио перевозят только грузы.

В Хоккайдо имеется 37 университетов (7 национальных, 5 местных и 25 частных), 34 колледжа и 5 технологических колледжей (4 национальных и 1 местный). В Хоккайдо довольно развита железнодорожная сеть (Hokkaido Railway Company), но ко многим городам можно добраться только по автостраде.

Спортивные команды, которые находятся на Хоккайдо:

Футбол: Консадоле Саппоро (Саппоро)

Бейсбол: Хоккайдо Ниппон-Хэм Файтерс (Саппоро)

Хоккей: Ниппон Пэпер Крэнс (Кусиро) и Оджи Иглз (Томакомай)

Баскетбол: Рера Камуй Хоккайдо (Саппоро)

География

От острова Хонсю Хоккайдо отделяет Сангарский пролив (пролив Цугару), однако между этими островами под морским дном проложен туннель Сэйкан.


Пролив Цугару


Тоннель Сейкан

Самая глубокая точка тоннеля находится примерно на расстоянии 240 метров, пролегает под Сангарским проливом


Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и обращено к тихоокеанскому побережью Дальнего Востока России. Территория Хоккайдо почти поровну делится между горами и равнинами. Причём горы располагаются в центре острова и тянутся хребтами с севера на юг. Самая высокая вершина — гора Асахи (2290 м). В западной части острова, по реке Исикари (длина 265 км) расположена долина с одноимённым названием, в восточной части, по реке Токати (156 км) — ещё одна долина. Южную часть Хоккайдо образует полуостров Осима, отделяемый Сангарским проливом от Хонсю. На острове расположена крайняя восточная точка Японии — мыс Носаппу-Саки. Также на нем расположена и крайняя северная точка Японии — мыс Соя.


Вулкан Асахи


Общий вид мыса Носаппу-Саки


Музыкальный монумент со словами песни "Соя-мисаки"

Немного истории

Старейшие артефакты, найденные на территории Хоккайдо, принадлежат к эпохе позднего палеолита.

15-12 тысяч лет назад, в эпоху мезолита, на Хоккайдо распространилась техника изготовления каменных лезвий, с которой связывают появление культуры микролитических орудий. В это же время жители острова научились использовать лук и стрелы. Появление керамики на Хоккайдо датируется 8 тысячелетием до н. э. Она представлена культурой Дзёмон. На острове эта культура нашла своё выражение в двух стилях оформления посуды — юго-западном и северо-восточном. Первый возник под влиянием стиля региона Тохоку соседнего острова Хонсю, а второй оформился самостоятельно. Посуда юго-западной части Хоккайдо была плоскодонной, а северо-восточной — остродонной. Около 6 тысячелетия до н. э. остродонная посуда уступила место плоскодонной, а старые стили эволюционировали в новые — цилиндрический на юго-западе и северно-цилиндрический на северо-востоке. В 3-2 тысячелетии до н. э. жители Хоккайдо переняли из соседнего Хонсю пышный стиль Камегаока, который вытеснил региональные стили.

На рубеже нашей эры в Японии распространилась новая культура Яёй. Ее носители были оседлыми земледельцами. Они занимались рисоводством, знали технику обработки металлов и изготавливали новый тип неорнаментальной керамики. Хоккайдо остался вне влиянием этой культуры. Его жители продолжали жить охотой и собирательством, были полуоседлыми и держались традиций предыдущей эпохи Дзёмон.

Начиная с 7 века северо-восточные районы Хоккайдо, а именно земли побережья Охотского моря, находились под влиянием Охотской культуры. Её носители использовали каменные, железные и костяные орудия труда. Большое поселение и могильник этих северных охотников были найдены на стоянке Моёро на территории города Абасири. Наиболее поздние памятники охотской культуры датируются IX веком.

Достопримечательности

Залив Исикари


Залив Исикари находится в устье одноименной реки на побережье Японского моря в западной части острова Хоккайдо. В заливе расположен порт города Отару. Он является не только крупнейшим портом залива, но и большим туристическим центром, который представляет собой пригород Саппоро. Всего в заливе имеется три порта. В каждом из них проходят рыбные ярмарки, где можно купить свежайшую рыбу и морепродукты, пойманные в заливе.

Аквариум Отару


Расположен на живописном побережье залива Исикари. Здесь можно увидеть пятьсот видов рыб как морских, так и речных, а также около трехсот видов рептилий и морских животных. Ежедневно в главном здании аквариума проходят интересные и захватывающие шоу с участием дрессированных морских львов, тюленей и дельфинов. Эти небольшие представления давно считаются гордостью Отару. Также главная особенность этого аквариума - в том, что здесь проводят публичное кормление пингвинов, дельфинов, морских котиков и других обитателей. Кстати, на территории аквариума Отару расположены ресторан и сувенирный магазин, где можно купить что-нибудь на память о походе в это удивительное место.

Самурайская деревня Дзидаймура


Это тематический парк, где воссоздано старинное японское поселение. Здесь выстроены копии домов, в каких проживали воины-самураи периода династии Эдо, когда японское общество было под властью сегуната Токугава (1600 - 1876 годы). Сооружения построены из мореной древесины, очень интересны резные орнаменты на заборах и стенах, а также крыши в виде пагод с небольшими изгибами. Интерьер домов оформлен также в стиле данного периода - здесь имеется посуда для чайных церемоний, тканые ковры и плетеная мебель.

Парк медведей в Ноборибецу


Парк медведей в Ноборибецу - это зверинец, в котором содержится большое количество взрослых особей бурых медведей. Парк располагается прямо на вершине горы, добраться до него можно по канатной дороге. Здесь проживают «бурые медведи Йезо», которых также называют Хигума - это самое большое и опасное дикое животное Японии. Хигума - уникальная разновидность медведя, существующая только на острове Хоккайдо, этот вид является родственным медведю гризли. Рост взрослого медведя достигает двух метров, а масса доходит до 400 килограмм. В парке содержится 180 медведей. Они находятся в бетонных камерах по 20-30 особей одного пола.

Статуя черта при въезде в Ноборибецу


Статуя чёрта установлена у въезда в наиболее известный курортный город на термальных источниках острова Хоккайдо. Это огромная фигура, изображающая дьявола в человеческом облике и натуральных цветах. Эта статуя в числе других ей подобных появилась здесь в связи с главной достопримечательностью города - «Долиной Ада», ущельем, напоминающим котел ада, где бурлят кипящие струи и выплескиваются серные гейзеры, из-за чего окружающая территория земли окрашивается в оранжевый цвет.

Старые паровые часы


Это часы, которые работают исключительно на пару. Они были подарены городом Ванкувером и являются гордостью Отару. Часы эти никогда не переводили и сейчас они показывают неправильное время. Каждые 15 минут они издают звуковые сигналы, а когда стрелки проходят ровно круг - можно услышать звуки флейты и увидеть, как из часов идет пар.

Корабль-музей Микаса


Микаса - японский броненосец, флагман японского флота, в настоящее время корабль-музей. Назван в честь горы в префектуре Нара. Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902. Микаса по своим водоизмещению, вооружению и размерам был близок к броненосцу «Асахи», имея очень схожий силуэт, но отличался от него системой бронирования. Сначала предполагалось, что главную броневую защиту на корабле составит полный пояс из никелевой стали, но броня была поставлена ещё на 16 % прочнее. Корабль был флагманом японского флота во время русско-японской войны,участвовал в сражении в Жёлтом море и Цусимском сражении. Затонул он в результате пожара и взрыва пороховых погребов вскоре после окончания войны (11 сентября 1905 года). После нескольких попыток в августе 1906 года был поднят на поверхность и после двухлетнего ремонта возвратился на службу. Во время первой мировой войны нёс службу по охране японского побережья. В 1923 выведен из состава флота и превращён в корабль-музей, бомбился американцами во время Второй мировой войны. После окончания войны с него было снято оружие, сам броненосец находился в плохом состоянии а уже в 1958—1961 на корабле были проведены восстановительные работы.

Полуостров Сиретоко


В Японии одним из самых красивых уголков живой природы является Сиретоко - полуостров, на котором сохранилась нетронутая дикая природа. Сиретоко расположился на восточном побережье острова Хоккайдо. Его название означает «край земли» и происходит из языка народа айну. Полуостров стал домом для различных животных, таких, как лисы и бурые медведи. В зимнее время года с побережья Сиретоко можно видеть дрейфующие льдины, так как оно становится одной из южных точек северного полушария. Заповедник охраняется гражданами страны. Национальный парк «Сиретоко» был внесен ЮНЕСКО в Перечень всемирного наследия в 2005 году. В это время появилась мысль о том, чтобы расширить площадь объекта, добавив к нему территорию ряда Курильских островов и превратить полуостров в японско-российский «Парк мира».

Пруд


На знаменитом острове Хоккайдо в Японии есть уникальное явление природы, которое привлекает внимание туристов. В национальном парке, на одном из берегов реки Биейгоа, располагается Голубой пруд. Это место очень живописно. У подножия горы Токачи, рядом располагаются горячие источники Платинум. Водоем пруда имеет фантастический ярко-голубой цвет, который схож разве что только с оттенками неба. Из кристальной глади вверх тянутся засохшие на первый взгляд, тонкие деревья-прутья. На самом деле, они растут здесь уже очень давно. Особенно красив этот пруд зимой, когда на голые тонкие веточки деревьев оседает белый снег. При этом аквамариновый цвет воды сохраняется, не поддаваясь льду. Загадка пруда в том, что ученые до сих пор не знают, что предает воде такой удивительный оттенок аквамарина. Есть предположение, что рядом с прудом находятся залежи алюминия, микроскопические частицы которого проникают на дно, и благодаря им отражая лучи света, вода приобретает своеобразный цвет.

Национальный парк "Кусиро-Сицуген"


Парк, занимающий территорию болота Кусиро. Он был основан в 1987 году. На территории парка площадью 269 квадратных километров произрастает более 600 видов растений. Также болотистая местность парка служит пристанищем для многих местных и перелетных птиц, в том числе и японского журавля. Самой главной достопримечательностью парка является болото Кусиро, которое считается самым большим болотом в Японии. Посещение парка платно.


Болото

Канал Отару


Расположенный на западном побережье острова Хоккайдо портовый город Отару - очень романтическое место, история которого самым тесным образом переплетена с влиянием зарубежных стран. Расцвет города связан с развитием внешней торговли, благодаря которой Отару стал одним из главных центров экономической активности на острове. А одним из самых живописных мест в городе является канал Отару. В первой половине ХХ века канал Отару являлся одной из главных частей оживленного городского порта. После того, как он утратил свое транспортное значение, городские власти сделали все для того, чтобы превратить его в прогулочную зону и сделать украшением портовой части города. В наши дни канал Отару является популярным местом прогулок, а также главным местом проведения фестиваля снежных светящихся тропинок, когда город напоминает сказку. Кроме того, на набережной канала местные художники выставляют на всеобщее обозрение свои картины, а когда в вечернее время зажигаются фонари прогулки вдоль канала овеяны атмосферой романтики.

Если остров Хонсю славится большим количеством вулканов, то Хоккайдо - аэропортами. Их там около 20. Вот некоторые из них:

Аэропорт Монбетсу


Считается одним из новейших строений на острове Хоккайдо, он построен на основе инновационных технологий и оснащен всеми возможными удобствами для своих пассажиров. Аэропорт был открыт в 1999 году и относится к авиабазам третьего класса. На территории аэропорта находятся: несколько залов ожидания, комнаты отдыха, медицинские кабинеты, газетные киоски, сувенирные лавки, магазины дьюти-фри, кафетерии и рестораны, кассы продажи проездных документов, информационное бюро, таксопарк, парковка. С аэропортом Монбетсу сотрудничают многие известные авиакомпании, среди которых крупнейшие японские авиалинии All Nippon Airways, которые используют аэропорт в осуществлении рейсов Токио-Ханеда.

Аэропорт Миядзаки


Считается одним из наиболее посещаемых островных аэропортов Японии, так как остров считается туристически привлекательным местом для туристов из многих стран. Многие приезжают сюда просто отдохнуть на шикарных пляжах у подножия гор и посетить известные во всей стране SPA салоны. На территории аэропорта гости острова могут купить или обменять билеты в специальных кассах, узнать необходимую информацию в справочном бюро, купить продукты и сувениры в небольших магазинчиках, перекусить в кафетерии или ресторане, приобрести прессу и разговорники в газетных киосках, отдохнуть в зале ожидания. Авиалинии, которые пользуются услугами аэропорта Миядзаки: All Nippon Airways (рейсы в Фукуоку, Нагойя-Центрэйр, Осака-Итами, Токио-Ханеда), Asiana Airlines (перелеты Сеул-Инчхон), China Airlines (Тайпэй-Тайвань), Ibex Airlines (рейсы в Фукуоку, Осака-Итами), Japan Airlines (Осака-Итами, Токио-Ханеда, перелеты в Фукуоку), Solaseed Air (Наха, Токио-Ханеда).

Аэропорт Мацуяма


Один из крупнейших международных аэропортов Японии, считается одной из самых важных узловых точек страны. Аэропорт был построен в 1960 году и принимает самолеты международных и внутренних авиалиний. Ежегодно аэропорт обслуживает более 2.500.000 пассажиров. На территории терминала аэропорта находятся: залы ожидания, медицинский центр, пункты обмена валют, магазины дьюти-фри, газетные киоски, сувенирные лавки, кассы предварительного заказа билетов, информационное бюро. Аэропорту принадлежит парковка и таксопарк. С аэропортом Мацуяма сотрудничают многие авиакомпании: Air New Zealand (чартерные перелеты в Оклэнд и Крайстчерч), All Nippon Airways (перевозки в Наху, Осака-Итами, Токио-Ханеда), Asiana Airlines (рейсы Сеул-Инчхон), China Eastern Airlines (Шанхай-Пудонг), Japan Airlines (Токио-Ханеда), Jetstar Japan (рейсы Токио-Нарита).

Аэропорт Оки Айленд


Расположен на одноименном острове и не является одним из важнейших аэропортов Японии, но имеет высокий пассажирооборот из-за курортной привлекательности острова Оки Айленд. Аэропорт был открыт в 1965 году и относится к авиабазам третьего класса. С тех пор аэропорт несколько раз реставрировали. В 2006 году взлетная полоса насчитывала уже 2.000 метров. На территории терминала аэропорта гости острова могут воспользоваться всеми удобствами: отдохнуть в зале ожидания или комнате отдыха, перекусить в кафетерии и ресторане, купить прессу, сувениры, продукты в небольших магазинчиках, узнать интересующую информацию в справочном бюро, купить билеты на самолет и автобус в кассах. Возле аэропорта находится таксопарк и автобусная стоянка. С аэропортом сотрудничают довольно известная авиакомпания Japan Air Commuter (перелеты в Яцумо, рейсы Осака-Итами).

Новый аэропорт Титосэ


Осуществляет как внутренние, так и международные рейсы. Это самый крупный аэропорт на острове Хоккайдо. Он находится в 5 километрах от Томакомай. Он был открыт в 1988 году и имеет 2 терминала: внутренний и международный. Внутренний терминал представляет собой полукруглое здание, оборудованное восемнадцатью выходами. Международный терминал совсем небольшой и имеет всего 6 выходов, а по стилистике архитектуры похож на аэропорт Далласа. В 2010 году аэропорт занимал 3 место по загруженности в Японии. Маршрут Титосэ — Токио Ханэда считается самым загруженным в мире - его поток составляет более 9 миллионов человек. Не стоит забывать, что международные рейсы отсюда осуществляются только по вторникам, средам и пятницам. Аэропорт обслуживает более 20 авиакомпаний и осуществляет рейсы более чем в 15 направлениях. До него можно добраться как на автобусе, так и железнодорожным сообщением (до станции Саппоро).

Многи из вас видели / знают, что в Саппоро проходит снежный фестиваль. "Праздник снега в Саппоро" - это японский негосударственный праздник, отмечается ежегодно в начале февраля и длится 7 дней. Во время праздника сооружаются более сотни скульптур из снега и льда.


Традиция празднования Снежного фестиваля возникла в 1950 году. В тот год, в рамках детского утренника, старшеклассниками одной из школ Саппоро в парке Одори были установлены шесть снежных фигур животных. Это произвело впечатление на прохожих, наблюдавших за работой. С тех пор жители города стали каждый год в начале февраля сооружать фигуры из снега и льда. В 1955 году военными была построена первая массивная фигура. После проведения в Саппоро XI Зимних Олимпийских игр в 1972 году, фестиваль приобрел всемирную известность. Начиная с 1974 года в рамках праздника начали проводить Международный конкурс скульптур из снега и льда. Снежный фестиваль организуется одновременно в трех районах Саппоро: в парке Одори, на стадионе Цудому и на главной улице кварталов ночных развлечений Сусукино. В наши дни в рамках Международного конкурса снежных скульптур, в фестивале принимают участие более 25 команд из различных стран мира ежегодно. Устанавливаются более сотни снежных фигур. Праздник собирает около 2 миллионов посетителей и туристов с разных концов света.

Еще одна не менее главная достопримечательность острова - это порода собак , она так и называется хоккайдо (еще ee названия: айну-ину, айну-кен).


Не путать с акита-ину, хотя они очень похожи. (В "Хатико" снимался акита-ину). Ученые предполагают, что свое имя собаки получили в честь народа айну, который переселился в Японию около трех тысячелетий назад. Айну вынуждены были покинуть основной остров и обосноваться на Хоккайдо. Вместе с людьми здесь оказались небольшие, но сильные собаки, которых японцы использовали, главным образом, в охоте на медведей и других крупных зверей. Вообще, порода хоккайдо весьма универсальна. Она нашла себе применение в качестве ездовой, сторожевой собаки, а также прекрасно справляется с ролью компаньона. Во время второй мировой войны собаки хоккайдо участвовали в задержании беглых пленных. Впоследствии, когда необходимость в этих животных отпала, их начали уничтожать. И по сей день хоккайдо остаются весьма малочисленной породой. Так, например, в Европе они практически не встречаются.

В Японии на вывоз этих животных, считающихся национальным достоянием, наложен строжайший запрет.

Остров Хонсю

Спасибо за внимание:)

X_Polus1 _x_Polus2 _x_Polus3 _x_Polus4 _x_Polus5 _x_Polus6 _x_Polus7

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма