Классификация самолетов по назначению. Классификация транспортных самолетов и вертолетов. со стреловидным крылом

Классификация самолетов по назначению. Классификация транспортных самолетов и вертолетов. со стреловидным крылом

15.06.2021

Среди многочисленных признаков, по которым можно классифицировать самолеты, наиболее важным является назначение. Этот признак определяет летно-технические характеристики, размеры и компоновку самолета, состав оборудования на нем и пр.

Рис. 1.3. Самолет-биплан

По этому признаку все самолеты можно разделить на гражданские. и военные. В каждой из этих групп самолеты можно классифицировать и по специальным задачам, которые они должны выполнять. Чем шире становится круг таких задач, тем, очевидно, необходимее большая специализация самолетов.

Военные самолеты
Современные военные самолеты, несмотря на большое разнообразие боевых задач, которые они выполняют, можно представить следующими типами: истребители, бомбардировщики, разведчики, военно-транспортные, учебно-тренировочные и самолеты специального и вспомогательного назначения.
Истребители предназначены для уничтожения самолетов и других летательных аппаратов противника в воздухе. Они выполняют задачи против воздушной обороны наземных войск, коммуникаций, административных и промышленных центров. Так как истребитель предназначен для ведения воздушного боя, то он должен обла-дать возможно большими горизонтальной и вертикальной ско-ростями, большим потолком, высокой маневренностью, должен иметь эффективное современное вооружение.
По роду боевой работы современные истребители можно разделить на следующие типы:

Рис. 1.4. Истребитель

истребители ПВО, или перехватчики, для перехвата и уничтожения бомбардировщиков или ракетоносителей противника; фронтовые — для завоевания господства в воздухе над полем боя и в тактической глубине обороны; истребители-бомбардировщики — для уничтожения живой силы противника, его военной техники и укреплений в зоне боевых операций и на оперативной глубине (рис. 1.4).
Каждый из этих типов истребителей имеет специфические особенности.
Так, например, для истребителя-перехватчика наряду с большой горизонтальной скоростью необходима большая вертикальная скорость набора высоты (скороподъемность), маневренность и высота полета, для истребителя-бомбардировщика—достаточный радиус действия я грузо-подъемность, для фронтового истребителя — возможно более высокая маневренность.
Скорости и дистанции воздушного боя в современных условиях требуют применения на истребителях реактивного оружия и специальных средств наведения и управления огнем.
Бомбардировщики, или ракетоносцы служат для разрушения в тылу противника коммуникаций, промышленных, энергетических сооружений и других целей, имеющих военное значение, а также для бомбардировки войск и укреплений. Различают тактические и стратегические бомбардировщики (рис. 1.5).
Тактические бомбардировщики, к которым относятся и истребите- ли-бомбардировщики, предназначены для штурмовых действий против наземных и морских целей, удаленных от линии фронта на расстояния, обусловленные специальными требованиями. В этой зоне обычно оперируют мощные средства ПВО, поэтому бомбардировщики должны обладать качествами, позволяющими им успешно.избегать поражений средствами ПВО противника. В случае необходимости бомбардировщикам приходится вести воздушный бой, поэтому они должны иметь большую горизонтальную скорость, приближающуюся к скорости истреби-телей, большую рабочую высоту, сильное оборонительное вооружение.


Рис. 1.5. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец. а, б — различные аэродинамические схемы

К этой группе относятся и гидросамолеты аналогичного назначения, базирующиеся на речных, озерных и морских аэродромах.
Стратегические бомбардировщики, или ракетоносцы предназначены для нападения на важнейшие военные объекты и экономические центры, расположенные в глубоком тылу противника на больших расстояниях от линии фронта или государственной границы. В соответствии с таким назначением они обладают большой грузоподъемностью, что и определяет их размеры.
Максимальная скорость стратегических бомбардировщиков должна обеспечивать вероятность прохода ими зоны ПВО противника.
Современные стратегические бомбардировщики-ракетоносцы обладают способностью совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях на малых и больших высотах, что значительно затрудняет их обнаружение радиолокационными средствами.
Кроме бомб, стратегические бомбардировщики вооружаются ракетами класса «воздух — поверхность», а наличие у них на борту совершенного оборудования для обнаружения цели и наведения ракет позволяет им наносить удары без захода в зону действия средств ПВО противника.
Разведчики — преимущественно сухопутные самолеты, имеющие специальное оборудование для разведки в зоне фронта и в тылу противника.
Военно-транспортные самолеты (рис. 1.6) предназначены для пере-7 броски по воздуху войск и значительной части боевой техники, вклю/ чая артиллерию, танки и ракетные комплексы. В соответствии с указанными задачами широко применяются стратегические, тактические й фронтовые военно-транспортные самолеты.
Все эти самолеты должны позволять сбрасывание на парашютах личного состава войск, снаряжения и техники, а также использование их в качестве топливозаправщиков, санитарных и для выполнения других функций.

В мирных условиях воеино-транспортные самолеты широко используются в народном хозяйстве как транспортные средства.
В настоящее время интерес вызывают вертикально-взлетающие и с малой длиной разбега военно-транспортные самолеты.

Рис. 1.6. Военно-транспортный самолет

Специализированные самолеты предназначены для выполнения различных вспомогательных функций, например для связи, наблюдения с воздуха, корректировки действий артиллерии и ракет и пр.


Гражданские самолеты

Основное назначение гражданских самолетов — перевозка пассажиров, почты и грузов, выполнение различных народнохозяйственных задач. В соответствии с назначением различают самолеты пассажирские, грузовые, учебные, самолеты различного народнохозяйственного назначения и экспериментальные.

Рис. 1.7. Межконтинентальный пасса- Рис. 1.8. Дальний магистральный пассажирский самолет жирский самолет

Пассажирские самолеты в зависимости от протяженности обслуживаемых ими линий и грузоподъемности разделяют на следующие классы:
Межконтинентальные самолеты (рис. 1.7), с дальностью полета до 12000 км и коммерческой нагрузкой около 20 т, обслуживают межконтинентальные линии, например Европа — Африка, Европа—Америка, Европа — Азия и др. Эти самолеты обычно имеют четыре и более двигателей (турбовинтовых, турбореактивных и турбовентиляторных), что повышает безопасность полета в случае отказа одного или двух дви-гателей.
Магистральные самолеты, обслуживающие линии большой протяженности, подразделяют на три типа.
1. Дальние магистральные самолеты (см. рис. 1.2 и рис. 1.8), обслуживающие линии большой протяженности, пролегающие над одним континентом или в пределах одной страны с дальностью полета до 6000 км и коммерческой нагрузкой по-рядка 12—15 т, включая 100— 120 пассажиров. Эти самолеты имеют обычно три-четыре двигателя (ТВД, ТРД,
ТВРД).
2. Магистральные самолеты средней дальности до 4000 км, с коммерческой нагрузкой 9—12 т, включая 100 пассажиров. Такие самолеты обычно имеют два-четыре двигателя (ТВД,
ТРД, ТВРД).
3. Магистральные самолеты малой дальности (рис. 1.9) до 1000—1500 км, с коммерческой нагрузкой 3-f-5 т, включая 40—50 пассажиров. Самолеты имеют два-три двигателя (ТВД, ТВРД)". Эти самолеты могут эксплуатироваться на грунтовых аэродромах.
Межконтинентальные и магистральные пассажирские самолеты с дозвуковыми скоростями полета часто используются на авиалиниях с небольшой дальностью, но с большим грузопассажирским потоком.
В последние годы стало известно о проектировании пассажирских самолетов (аэробусов), на 300—700 пассажиров, которые предполагается использовать на воздушных линиях так же, как организовано автобусное движение между городами на земле.
Наряду с дальнейшим совершенствованием межконтинентальных и магистральных пассажирских самолетов большой дальности с дозвуковыми скоростями полета в настоящее время создаются сверхзвуковые пассажирские самолеты, например Ту-144 (рис. 1.10).
Пассажирские самолеты местных линий (рис. 1.11)—самолеты с дальностью полета до 1000 км при 4—16 пассажирах. Эти самолеты

Рис. 1.10. Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Имеют один или два двигателя. В последние годы за -рубежом, особенно в США, появилось много самолетов для личного пользования на 4— 8 пассажиров.
Грузовые самолеты (см. рис. 1.6) предназначены для перевозки различных грузов и могут существенно различаться как по своим размерам, так и по грузоподъемности. Во всех случаях они должны быть экономически рентабельными, иметь большие внутренние объемы в фюзеляже, позволяющие размещать самые разнообразные грузы, а также располагать автономными средствами, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку.
Типичным представителем такого класса самолетов в СССР является самолет Ан-22 («Антей») конструктора О. К- Антонова. В его грузовой кабине можно перевозить три больших автобуса.
Учебные самолеты служат для подготовки и тренировки летного состава в летных школах военной и гражданской авиации.
Различают учебные самолеты первоначального обучения и учебнотренировочные. Оба типа двухместные (инструктор и обучающийся). Учебно-тренировочные предназначены для тренировки летчиков с целью поддержания летного мастерства, а также для использования в качестве переходного типа от самолета первоначального обучения к самолетам, находящимся в эксплуатации.
Самолеты народнохозяйственного назначения — специализированные самолеты: сельскохозяйственные, санитарные, для охраны лесов от пожаров и вредителей, разведчики для обнаружения косяков рыб, для ледовой разведки, для аэросъемочных работ и др.
Экспериментальные самолеты служат для различных исследований, а также для достижения наибольших летных показателей. Например, самолет Х-15 (США) был построен для достижения больших скоростей и высот, что требовалось для решения проблемы создания воздушно-космических самолетов.

1. По назначению.

По назначению различают гражданские и военные самолёты.

К гражданским самолётам относятся:

Транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые),

Спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности, высоты, дальности полёта и т.п.), учебно-тренировочные,

Туристические,

Административные,

Сельскохозяйственные,

Специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые),

Экспериментальные.

Рис. 6. Классификация пассажирских самолётов

Военные самолёты предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач. Они подразделяются на:

Истребители – для ведения воздушного боя,

Бомбардировщики – для разрушения объектов в тылу противника и для бомбардировки войск и укреплений,

Разведчики,

Транспортные,

Самолёты связи,

Санитарные.

2. По конструкции.

В основу классификации самолётов по конструкции положены внешние признаки:

Число и расположение крыльев,

Форма и расположение оперения,

Расположение двигателей,

Тип шасси,

Тип фюзеляжа.

Схематично классификация самолётов по конструкции показана на рис. 7.

Рис. 7. Основные типы самолётов

В зависимости от числа крыльев различают:

Монопланы – самолёты с одним крылом,

Бипланы – самолёты с двумя крыльями, находящимися одно над другим,

Полуторапланы – бипланы, у которых одно из крыльев короче другого.

Бипланы манёвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полёта самолёта. Поэтому большинство современных самолётов выполняется по схеме моноплана.

В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа монопланы делятся на:

Низкопланы,

Среднепланы,

Высокопланы.

По расположению оперения различают:

Самолёты классической схемы (оперение размещается позади крыла) – рис. 8а,

Самолёты типа «утка» (горизонтальное оперение располагается впереди крыла) – рис. 8б,

Самолёты типа «бесхвостка» (оперение размещается на крыле) – рис. 8в.

Рис. 8. Схемы расположения оперения

Классическая схема самолётов может быть:

С однокилевым оперением,

С разнесённым вертикальным (многокилевым) оперением,

С V-образным оперением.

В зависимости от типа шасси самолёты подразделяют на:

Сухопутные,

Гидросамолёты,

Амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси).

По типу двигателей различают самолёты:

Винтомоторные,

Турбовинтовые,

Турбореактивные.

При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают:

Аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями,

Разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей,

Сложность устройства воздухозаборников,

Возможность обслуживания и замены двигателей,

Уровень шума в пассажирском салоне и т.п.

В зависимости от скорости полёта различают самолёты:

Дозвуковые (скорость самолёта соответствует числу Маха М < 1),

Сверхзвуковые (1 ≤ М < 5),

Классификация самолетов
в зависимости от выполняемых ими функций

Назначение самолетов определяется в основном конструкцией отдельных его фрагментов, общей сборкой, оборудованием, применяемом на самолете, а также летными, весовыми и геометрическими свойствами. Сайт отмечает, что в основном существует две большие группы самолетов – это военные и гражданские .

Военные самолеты участвуют в нанесении воздушных ударов по различным военным объектам, живой силе и технике, а также коммуникациям противника . Воздушные удары наносятся как в тылу противной стороны, так и в прифронтовой зоне. Кроме этого, военные самолеты служат для защиты своей живой силы и объектов от ударов с воздуха, а также для перевозки войск и техники, грузов и десанта. Иногда военные самолеты применяются в разведке и для связи «со своими». Военные самолеты, в свою очередь, делятся по назначению на несколько типов – бомбардировщики, истребители, истребители-бомбардировщики, самолеты-разведчики, военно-транспортные и вспомогательные самолеты.

Бомбардировщики наносят бомбовые удары по самым главным объектам противника, а также по узлам коммуникаций и местам, где наблюдается наибольшее количество живой силы и техники. В основном действие бомбардировщика происходит в тылу. Истребители служат для того, чтобы отбивать воздушные удары авиации противника. Они подразделяются на истребителей сопровождения (защита своих бомбардировщиков от авиаударов), фронтовых истребителей (защита своих войск над полем боя и недалеко от линии фронта), истребителей-перехватчиков (перехват и разрушение бомбардировщиков соперника). Истребители-бомбардировщики снабжены бомбами, ракетами и пушками. Они участвуют в нанесении ударов в передовой зоне и ближнем тылу, уничтожают воздушную армию противника.

Военно-транспортные самолеты применяются, когда необходимо перевести грузы, технику и войска. Самолеты-разведчики ведут разведку в тылу противоположной стороны, а вспомогательные самолеты осуществляют связные, корректировочные, санитарные и другие функции.

В отличие от военных, гражданские самолеты работают в области перевозки грузов, почты, пассажиров, а также применяются в некоторых отраслях народного хозяйства. Они могут быть разделены на несколько видов, также в зависимости от назначения. Пассажирские самолеты используются для перемещения пассажиров, различного багажа, а также почты . Они бывают магистральные, а также местных линий. Сайт отмечает, что разделение зависит от количества пассажиров, дальности воздушных перевозок, а также от размера взлетно-посадочных полос. Магистральные подразделяются на ближние, средние и дальние, и осуществляют перевозки на расстоянии от одной до одиннадцати тысяч километров. Самолеты местных линий включают в себя тяжелые, средние и легкие, и могут перевозить от пятидесяти пяти (максимум) до восьми (минимум) человек.

Гражданские самолеты также бывают грузовыми, они используются для перевозки грузов различного объема и тяжести. Самолеты специальные применяются в сельскохозяйственной, санитарной и полярной авиации. Кроме того, встречаются самолеты, принимающие участие в геологической разведке, для обеспечения сохранности лесов (от пожаров, например), и даже для аэрофотосъемок. Для подготовки пилотов существуют специальные учебные самолеты – они бывают первоначального обучения и переходные. В самолетах первоначального обучения существует всего два места, они достаточно легки в освоении и технике, используются для летчиков, первый раз севших «за штурвал». Переходные самолеты служат для того, чтобы обучить уже опытных пилотов полетам на серийных самолетах, уже используемых на различных авиалиниях.

Кроме назначения, существует также определение самолетов по схеме. Учитывается взаимное расположение, типы, формы, количество отдельных частей самолета. Например, самолеты различаются по количеству крыльев и их расположению, по тифу фюзеляжа, шасси и двигателей, а также по расположению оперения. Также встречаются смешанные схемы, одной из которых является лодка-амфибия. Расположение, тип и количество двигателей сильно влияет на схему и определяется в основном назначением самолета, о котором рассказывалось выше.



План:

    Введение
  • 1 Классификация самолётов
    • 1.1 По назначению
    • 1.2 По взлётной массе
    • 1.3 По типу и числу двигателей
    • 1.4 По компоновочной схеме
    • 1.5 По скорости полёта
    • 1.6 По роду посадочных органов
    • 1.7 По типу взлёта и посадки
    • 1.8 По роду источников тяги
    • 1.9 По надёжности
    • 1.10 По способу управления
  • 2 Конструкция самолётов
  • 3 История самолётов
  • 4 Интересные факты
  • Литература

Введение

Самолёт (он же аэроплан ) - летательный аппарат с аэродинамическим способом создания подъемной силы при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла) и используемый для полётов в атмосфере Земли. (Далее в этой статье термин самолёт трактуется только в этом смысле.)

Самолёт способен перемещаться с высокой скоростью, используя подъёмную силу крыла для поддержания себя в воздухе. Неподвижное крыло отличает самолёт от орнитоптера (махолета) и вертолета, а наличие двигателя - от планера. От дирижабля самолёт отличает аэродинамический способ создания подъемной силы, - самолётное крыло в набегающем потоке воздуха создает подъемную силу.

Приведённое определение является «классическим» и актуальным для самолётов, существовавших на заре авиации. По отношению к современным и перспективным разработкам в авиационной технике (интегральные и гиперзвуковые аэродинамические компоновки, использование изменяемого вектора тяги и др.) понятие «самолёт» требует уточнения: Самолёт - летательный аппарат для полётов в атмосфере (и космическом пространстве (напр. Орбитальный самолёт)), использующий аэродинамическую подъёмную силу планера для удержания себя в воздухе (при полёте в пределах атмосферы) и тягу силовой (двигательной) установки для маневрирования и компенсации потерь полной механической энергии на лобовое сопротивление.


1. Классификация самолётов

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам - по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и т.д и т. п.

1.1. По назначению


1.2. По взлётной массе

Лёгкомоторный самолёт МАИ-223

  • 1-го класса (75 т и более)
  • 2-го класса (от 30 до 75 т)
  • 3-го класса (от 10 до 30 т)
  • 4-го класса (до 10 т)
  • легкомоторные
  • сверхлёгкие (до 495 кг)

Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.


1.3. По типу и числу двигателей

Звездообразный двигатель в разрезе

Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД) (Ан-2)
    • турбовинтовые (ТВД) (Ан-24)
    • турбореактивные(ТРД) (Ту-154)
    • с ракетными двигателями
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-2)
    • двухдвигательные (Ан-24)
    • трёхдвигательные (Ту-154)
    • четырёхдвигательные (Ан-124 «Руслан»)
    • пятидвигательные (He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 «Мрия»)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X)

1.4. По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной). Предлагается часть основных вариантов:

  • По числу крыльев:
    • монопланы
    • полуторапланы
    • бипланы
    • трипланы
    • полипланы
  • По расположению крыла (для монопланов):
    • высокопланы
    • среднепланы
    • низкопланы
    • парасоль
  • По расположению хвостового оперения:
    • нормальная аэродинамическая схема (оперение сзади)
    • летающее крыло (бесхвостый)
    • бесхвостка
    • типа «утка» (оперение спереди);
  • По типу и размерам фюзеляжа:
    • однофюзеляжные;
      • узкофюзеляжные;
      • широкофюзеляжные;
    • двухбалочной схемы («рама»);
    • бесфюзеляжные («летающее крыло»).
    • Двухпалубный самолёт
  • По типу шасси:
    • Сухопутные;
      • с колёсным шасси;
        • с хвостовой опорой;
        • с передней опорой;
        • велосипедного типа опорой;
      • с лыжным шасси;
      • с гусеничным шасси;
    • Гидросамолёты;
      • амфибии;
      • поплавковые;
      • «летающие лодки».

1.5. По скорости полёта

  • дозвуковые (до 0,7-0,8 Маха)
  • трансзвуковые (от 0,7-0,8 до 1,2 М)
  • сверхзвуковые (от 1,2 до 5 М)
  • гиперзвуковые (свыше 5 М)

1.6. По роду посадочных органов

  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолёты
  • Летающая подводная лодка

1.7. По типу взлёта и посадки

  • вертикального (ВВП)
  • короткого (КВП)
  • обычного взлёта и посадки

1.8. По роду источников тяги

  • винтовые
  • реактивные

1.9. По надёжности

  • экспериментальные
  • опытные
  • серийные

1.10. По способу управления

  • пилотируемые лётчиком
  • беспилотные

2. Конструкция самолётов

Основные элементы летательного аппарата:

  • Крыло - создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу.
  • Фюзеляж - является «телом» самолёта.
  • Оперение - несущие поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта.
  • Шасси - взлётно-посадочное устройство самолёта.
  • Силовые установки - создают необходимую тягу.
  • Системы бортового оборудования - различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях.

3. История самолётов

Виктор Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880 г.

В древнеиндийской литературе описаны летательные аппараты виманы. Имеются также упоминания летательных аппаратов в фольклоре разных народов (ковёр-самолёт, ступа с Бабою Ягой).

Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в XIX веке. Первым самолётом, построенным в натуральную величину в 1882 году и запатентованным, является самолёт Можайского А. Ф. Кроме того, самолёты с паровыми двигателями строили Адер и Максим. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая взлётная масса и низкая удельная мощность двигателей - (паровых машин), отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полёт с использованием двигателя.

Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» - пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 килограмм.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения - самолёта.

Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов - русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий.

В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

«Кудашев-1» - первый российский летающий самолёт

Крылатый Бенц . Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте первой мировой. 1916 год.

Первые успехи русской авиации датируются 1910 годом. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полёт самолёта инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан).


4. Интересные факты

  • В 1901 году два профессора одного из университетов США «доказали», что летательный аппарат тяжелее воздуха принципиально никогда не сумеет оторваться от земли, что это подобно «перпетуум мобиле». Сенат США запретил Пентагону финансировать разработки, но через три года самолёт братьев Райт взлетел, что дало дорогу авиационным разработкам.
  • Гиперзвуковой самолет X-43A является самым быстрым самолётом в мире. Аппарат X-43A недавно установил новый рекорд скорости - 11230 км/час, тем самым превысив скорость звука в 9,6 раза. Для сравнения: реактивные истребители летают со скоростью звука или превышающей ее всего в два раза.

Литература

  • История конструкций самолётов в СССР - Вадим Борисович Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 гг // М. Машиностроение, 1994. ISBN 5-217-00477-0.
  • "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора." Л.Л.Селяков

Для выполнения воинских воздушных перевозок используются различные транспортные самолеты и вертолеты военной и граждан­ской авиации.

С точки зрения перевозок транспортные самолеты и вертолеты можно классифицировать по назначению, грузоподъемности и типу установленных двигателей.

По назначению транспортные самолеты (вертолеты) подразде­ляются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.

Пассажирские самолеты предназначены в первую очередь для перевозок пассажиров, багажа и почты, для чего они имеют со­ответствующее бытовое оборудование, обеспечивающее удобства и комфорт пассажирам. Перевозки в них грузов можно производить в небольших количествах в багажниках, расположенных под полом пассажирской кабины.

Пассажирские самолеты гражданской авиации в зависимости от пассажировместимости, дальности полета и класса используемых аэродромов подразделяются на магистральные и самолеты местных воздушных линий.

Магистральные самолеты в свою очередь делятся на дальние (ДМС), средние (CMC) и ближние (ВМС).

К ДМС относятся: Ил-62, Ту-114 и первый сверхзвуковой пасса­жирский самолет Ту-144.

К CMC -Ту-154, Ту-104, Ан -10, Ил-18.

К ВМС - Ту-134, Ту-124.

К самолетам местных -воздушных линий относятся: Ан-24, Як-40, Бе-30, Ан-2.

Грузовые самолеты предназначены для перевозки грузов и техники, имеют специальное оборудование, обеспечивающее погрузку грузов и их крепление, а также необходимые климатические ус­ловия внутри грузовой кабины во время полета. В случае необходи­мости они могут оборудоваться съемными сиденьями для перевозки людей.

К грузовым самолетам относятся: Ан-24т, Ан-12, Ан-22 и верто­леты Ми-4А, Ми-8, Ми-6, Ми-10.

Грузопассажирские самолеты предназначены для перевозки пассажиров и грузов. В грузопассажирских самолетах имеются отдельные помещения для пассажиров (обычно верхний этаж) и грузов (обычно нижний этаж) или пассажирское оборудо­вание кабины выполняется легкосъемным, что позволяет в случае необходимости быстро приспособить самолет (вертолет) к комбини­рованной или чисто грузовой перевозке. Самолеты, приспособлен­ные к -быстрому переоборудованию из пассажирского в грузовой ва­риант, называются конвертируемыми самолетами.

По грузоподъемности транспортные самолеты и вертолеты подразделяются на легкие, с нормальной десантной нагрузкой до 11 т, - средние - до 20 т и тяжелые - более 20 т.

Легкие самолеты и вертолеты в работе органов военных сообще­ний используются сравнительно мало - лишь для выполнения от­дельных небольших перевозок или в условиях, когда в районе вы­грузки нет аэродромов, пригодных для посадки самолетов средней грузоподъемности.



Для воинских перевозок в настоящее время наиболее -широко используются средние самолеты: грузовые типа Ан-12 и пассажир­ские типов Ил-18, Ту-104, Ан-10 и Ту-154. Однако извест­но, что по мере увеличения грузоподъемности и пассажировместимости самолетов производительность труда работни­ков воздушного транспорта возрастает, а себестоимость перевозок снижается, создается возможность выполнить заданный объем пе­ревозок меньшим числом самолетов, что способствует уменьшению частоты движения самолетов в районах аэропортов и улучшает без­опасность полетов. Учитывая развитие воинских воздушных перевозок, есть все основания полагать, что для их выполнения все большее применение будут находить тяжелые транспортные самолеты грузоподъемностью 100 т и выше и пассажирские или конвертируемые самолеты вместимостью 300-500 человек и более.

По типу установленных двигателей современные транспортные самолеты и вертолеты подразделяются на имеющие газотурбинные (ГТД) и поршневые (ПД) двигатели.

Самолеты с газотурбинными двигателями в свою очередь делятся на имеющие турбореактивные двигатели (ТРД) и турбовинтовые (ТВД).

Самолеты с турбовинтовыми двигателями имеют гораздо меньший по сравнению с реактивными удельный расход топлива.

В настоящее время все большее распространение получают транспортные самолеты с двухконтурными турбореактивными двигателями (ДТРД), занимающими по экономичности промежуточное положение между ТВД и ТРД.

С дальнейшим ростом скоростей транспортных самолетов наибо­лее перспективными являются самолеты с бескомпрессорными во­здушно-реактивными двигателями, прямоточными (ПВРД) и пуль­сирующими (ПуВРД), имеющими при крейсерских скоростях поле­та, соответствующих числу М > 3, лучшие по сравнению с ДТРД эксплуатационные характеристики.

С точки зрения, ведомственной принадлежности транспортные самолеты (вертолеты) делятся на военные и самоле­ты (вертолеты) гражданской авиации.

На военных самолетах устанавливается дополнительное оборудование, связанное с выполнением боевых задач (вооружение, спе­циальное оборудование для парашютного десантирования войск, техники и грузов, система заправки топливом в полете и т. п.).

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма