Как сами португальцы называют этот город. Город Порту, Португалия: достопримечательности, описание и интересные факты. О стране, её истории и народе

Как сами португальцы называют этот город. Город Порту, Португалия: достопримечательности, описание и интересные факты. О стране, её истории и народе

18.03.2023

Порту, давший имя стране (и напитку портвейн), - второй по величине город Португалии после Лиссабона.
Это очень старинный город, основан в 12 веке. он расположен в 270 км севернее Лиссабона. Его называют северной столицей Португалии.
Центральная часть Порту - самая главная достопримечательность. Город старинный, необычный и очень интересный. Конечно же в городе масса "официальных" достопримечательностей, много красивейших церквей, очень интересный железнодорожный вокзал, потрясающая набережная, и, конечно же, винные подвалы. Все это я покажу позже, а сегодня мы просто погуляем по городу.

Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.
В историческом центре города находится кафедральный собор XIII в. - Церковь Сан-Франсишку (Святого Франциска). Одной из самых ярких достопримечательностей Порту является барочная башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Строительство под руководством итальянского архитектора Никколо Назони было начато в 1754 году и завершено в 1763. Из современных зданий выделяется своей необычной формой Дом музыки.

А еще очень важной достопримечательностью Порту являются его мосты.

Через Дору перекинуто множество мостов, связывающих Порту с городом-спутником Вила-Нова-де-Гайа. Некоторые из них являются уникальными для своего времени технологическими решениями. Например, железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа, возведённый в 1876—1877 по проекту Гюстава Эйфеля, был одним из первых проектов, принёсших его автору всемирную славу. Позже те же технологические решения были использованы Эйфелем при строительстве Статуи Свободы (1884—1886) и Эйфелевой башни (1889). Ещё одним уникальным для своего времени сооружением стал двухуровневый металлический мост Понте-де-Дон-Луиш, возведённый в 1881—1886 по проекту ученика и компаньона Эйфеля Теофила Сейрига.
Сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига в 1886 году. Назван в честь короля Луиша I.


Понте-де-Дон-Луиш является своеобразным символом города Порту. Его изображение часто можно встретить на этикетках местного портвейна.
Мост имеет длину 385,25 м и весит 3045 тонн, длина же арочного пролёта равна 172 м, а его высота — 44,6 м.


Прямо по курсу -башня Клирегуш.




Перед нами - церковь Do Carmo. Этот очень симпатичный храм в архитектурном духе классицизма и барокко был воздвигнут в середине XVIII века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Каменный фасад украшают скульптуры пророков Илии и Елисея и статуи четырех евангелистов работы мастера итальянского барокко Николау Насони. Еще одна примечательная часть декора - огромное мозаичное полотно нежно-голубого цвета, изображающее сцены основания Ордена кармелитов.


































Порту был первым городом на Иберийском полуострове, где было организованно трамвайное движение. В Порту и Лиссабоне ходят вот такие маленькие трамвайчики. Другие просто не развернутся на узких улочках городов.


















Церковь Клеригуш была построена архитектором Никола Насони в период с 1732 по 1750 годы. Возводилась церковь специально для братства Клириков. Со временем архитектор сам вступил в Братство, и после своей кончины покоится в церковном склепе.
Башня Клеригуш находится за этой церковью, но в этом ракурсе в кадр не вошла.






Церковь и Башня Клеригуш.






Памятник Педро IV, первому королю Бразилии и Португалии, находится на площади Свободы в центре города.


Памятник разносчику газет












































Величественный и прекрасный собор Сэ в Порту возвышается над городом. Это самый старый собор в Порту, построенный в романском стиле.
Собор возведен как крепость и вокруг него строился весь город.
Самое ценное в соборе - его алтарь, на который было использовано 800 кг серебра. Чудесный внутренний дворик с азулейжуш, большая площадь с великолепной смотровой площадкой, где есть смотровые бинокли, чтобы любоваться на красные крыши домов и реку Дору.















































Интересная особенность почтовых адресов в Порту: у них нет номеров домов. Название улиц тоже, как правило, на домах не пишут, - только в начале и в конце улицы. А бывает, что просто начале улицы стоит столбик с табличкой, на которой написано ее название. Все. Больше нигде оно не упоминается.
Вдоль улицы нумеруются не дома, а парадные - входные двери. Сквозная нумерация вдоль всей улицы. На этом снимке это видно - номера над дверьми. Дальше адрес будет гласить, к примеру: второй этаж, 1-я квартира направо.
И ничего, находят.
Был случай. Мы взяли такси и поехали смотреть на океан (он в 7 км от города), а именно, на закат - как красиво солнце опускается в море. Такси отпустили, закатом полюбовались, а а после решили пройтись до отеля пешком и заблудились. Когда попытались сориентироваться по карте, где находимся, оказалось, что это сделать совершенно невозможно. Решили, что лучше мы будем искать не место нашего текущего нахождения, а сразу наш отель. Опять облом - португальцы, очень доброжелательные люди, размахивая руками, увлеченно рассказывали нам дорогу, но уследить за повествованием на португальском и воспользоваться советами, как оказалось, тоже нереально. Между тем дело двигалось к вечеру, даже к ночи, и вопрос возвращения домой встал остро. Просто так такси поймать невозможно, - надо вызывать на указанный адрес. Увидели балетную школу, зашли "на огонек", чтобы попросить их вызвать нам такси на свой адрес (по крайней мере, они его знают).
Кончилось тем, что одна из балерин доставила нас в отель на своем автомобиле. Глядя из окна автомобиля на дорогу, мы поняли, что сами бы мы туда не дошли ни в жизнь, и по прибытию в отель счастливее нас людей не было.






Характерная особенность архитектуры Португалии - облицовка зданий изразцами. Это не только красиво, но и очень полезно - летом изразцы защищают дома от жары, в межсезонье - от сырости. Дома в Португалии чаще всего отопления не имеют, поэтому во все сезоны белье сушат на улице.


На этом фото видим выход на набережную реки Дору. Ее я покажу в другом посте, а заодно и на кораблике по ней покатаемся.


Слева - кафедральный собор Святого Франциска, справа - дворец Болса. Дворец Болса - это Фондовая биржа, а также место, куда можно прийти, чтобы полюбоваться дворцовыми интерьерами, созданными местным архитектором Жоакимом да Коста Лима Жуниордля в середине XIX века для обычных коммерсантов. Сейчас это - своего рода музей, где экспонаты: разные скульптуры, фрески, картины, мебель, посуда и прочие специально подобраны и вписаны в интерьеры залов. Так, наиболее симпатично выглядят Арабский зал с золотыми арабесками, Дворик Наций под восьмиугольным стеклянным куполом, зал Трибунала, зал Собрания, Золотой зал и лестница из гранита и мрамора. Списано из интернета, ибо вовнутрь мы не заходили. Ну может кто-то из читателей заинтересуется и посетит.


Не от вида ли набережной реки Дора, с разноцветными домами ячейками старинного района Рибейра? Яркие краски домов, шумные таверны, построенные прямо на остатках городской крепостной стены. То тут, то там, снующие мимо лодки "рабелуш", те самые, которые использовались в прошлом для перевозки бочек с портвейном. Стоящие вдоль набережной Кайш лотки торговцев, торгующих всякой дребеденью...


01. В прошлый раз, описывая свою прогулку по , я остановился на колокольне церкви Клеригуш, откуда открывается замечательный вид на главные символы города.

04. Генрих Мореплаватель конечно знатный путешественник...
Авторы памятника, как бы невзначай, направили его указующий перст на

05. здание Биржи! Туда, откуда путешественник, символически черпал финансы на свои путешествия. И пусть Вас не смущает тот факт, что здание было построено спустя 430 после смерти Генриха, памятник ему авторы, поставили еще позже!

06. Покрутившись по узким улочкам Рибейры,

07. я наконец вышел на набережную реки Дора,

08.И замер от удовольствия, внимательно рассматривая детали ярких домов.

12. На другом берегу - другой город! Вила-Нова-ди-Гайя. Здесь находятся знаменитые винные погреба с португальским портвейном.

13. Пройдя по набережной Кайш, не смог отказать себе в удовольствии подняться на мост Луиша I

14. Самый известный символ Порту, построенный в 1886 году учеником Гюстава Эйфеля (того самого), бельгийским инженером Теофилем Сейригу. Двухуровневый мост, заменил мост Пенсил (1841 год), от которого остались памятные колоны (справа).

15. Вид на винные погреба (слева) Вила-Нова-ди-Гайя и на монастырь ордена святого Августина, расположенный в Сьерра-дель-Пилар. Дело в том, что Вила-Нова-ди-Гайя - это не только соседний город, но и старинный конкурент Порту. Чем больше вина хранилось в погребах города, тем богаче он становился. А монастырь, должен был украсить город, и стать достойным конкурентом противоположной Рибейры. Монастырь, действительно красив, а какой вид открывается оттуда на оба берега реки Дора! Это последнее обстоятельство, способствовало росту популярности монастыря, в том числе и у военных. Так, в 1809 году, еще только будущий герой битвы при Ватерлоо, - Велингтон, отрабатывал здесь планы португальской военной компании британской армии против наполеоновской армии. Да и сегодня, большая часть монастыря занята военными, и закрыта для доступа.

16. Пора подняться по лестнице в Небо

16.По пути встретиться дивные жилые улицы, можно даже посидеть и отдохнуть от утомительного подъема.)

18. К сожалению, Рибейра находиться в очень плачевном состоянии: Дома обветшали, и сегодня в них живут беднейшие слои общества. Поскольку район находится под охраной ЮНЕСКО, власти города обязаны сохранить и реставрировать Рибейру. Благодаря этому, состав населения района постепенно меняется, прежние жители перебираются в другие районы города.

19. А пустые дома, ждут своего часа реставрации и возвращения былого блеска, под охраной грозного рыцаря Вимара Переша , который однажды в 868 году отстоял город перед мусульманскими войсками.

20. Здесь же, на площади у Кафедрального собора Се, расположена колона Pelourinho - некогда позорный столб, служащий местом публичного унижения осужденных.

21. Ныне символ правосудия.

22. Кафедральный собор Порту выглядит как крепость, впрочем когда его начинали строить в XII веке, разница между собором и крепостью была невелика.) К собору прилегает дом церковного капитула , построенный в 1717-1722 годах, в тени остался дворец Епископа...

23. Так что Вимару Перешу есть что охранять на здешних холмах!

24. Ну вот наконец и верхний уровень моста Луиша I, по которому ходят трамваи Metro do Porto (рассказ будет!) .

25. С высоты почти 45 метров,

26. хорошо видны лодки "рабелуш" с бочонками португальского вина;

27. И словно игрушечные дома, на набережной Кайш-да-Рибейра;

28. И остатки крепостной стены, разрушенной в ходе перестройки городского вида в далеком XVIII веке;

29. И бегущие воды петляющей реки Дора, стремящиеся к океану, между двух огней конкурирующих соседей.

30. Красивый мост. Верхний уровень растянулся на 392 метра, нижний поскромнее, всего 174 метра.

31. Наконец, мы и добрались, до красивых, протокольных видов на Рибейру, которые открываются со строны Вила-Нова-Ди-Гайя.

31. Узнаете Кафедральный собор Се на холме? Именно с этого собора и начинался город Порту. Впрочем, жители Порту, особенно в присутствии лиссабонцев, не согласятся с нами, справедливо считая, что жизнь здешнего поселения началась задолго до прихода римлян...

32. Однако, Порту, как город, официально начал свой отсчет в XII веке, с момента постройки крепости-собора, известного сегодня как Кафедральный собор Се. Вокруг него начались строиться дома, распространяя городскую жизнь все дальше и дальше...

33. Сегодня Порту - второй по величине город Португалии. Численность населения - около 240 тысяч человек. А в агломерации Большой Порту (включая все окружающие города) - 1,75 млн человек. Почти мегаполис.

35. Sandeman - один из символов современного Порту. Этот товарищ очень известная личность, его силуэт можно увидеть то тут, то там, и везде с бокалом вина... Кто бы это мог быть?

Порту. История города.

Порту, второй по величине город Португалии с 500 тысячью жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Когда-то на левом берегу Дору находилось римское поселение Портус (латинское "гавань"), а на правом - Кале (греческое "калос" - прекрасный). По названиям этих поселков мавры стали называть страну между Дору и Минью - Портукале. После изгнания арабов в XI веке здесь возникло христианское графство Портукалиа, ставшее впоследствии королевством Португалия.

Порту всегда жил торговлей. В 1050 году он стал важнейшим экономическим центром на севере страны, в XIII и XIV веках поддерживал морские торговые связи с Англией, Фландрией и городами Ганзы.

Тесные отношения с Англией, на поддержку которой король рассчитывал в борьбе с враждебной Кастилией, были упрочены Виндзорским договором 1386 года и бракосочетанием короля Жуана I с англичанкой Филипой де Ленкастре, состоявшимся в соборе в Порту. В 1394 году у них родился в Порту сын, ставший позднее Генрихом Мореплавателем.

Английские купцы, промышлявшие торговлей колониальными товарами, такими, как табак и сахар, издавна чувствовали себя в Порту как дома. Еще и сегодня в городе сохраняется британское влияние, корни которого в печально известном кабальном договоре с Англией 1703 года. Этот договор открыл английский рынок для португальских вин и обеспечил английским торговцам монопольное положение в сбыте портвейна. До сих пор некоторые крупные фирмы-производители портвейна носят английские названия.

В противоположность Лиссабону тон в Порту всегда задавала городская торговая элита. С раннего средневековья и вплоть до XVII века действовал закон, запрещавший аристократам строить здесь дворцы и вообще находиться в городе более трех дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции и проживал на правах гостя в Епископском дворце. Городу удалось отвоевать многие гражданские свободы у епископа, но сопротивление лиссабонским властям было, конечно, безуспешным. Так, например, протест против виноторговой компании, основанной маркизом де Помбалом, был подавлен силой, а в Порту прислали генерал-губернатора Жуана де Алмада. Однако он сам и его сын Франсишку сделали для города немало хорошего. Именно им обязан Порту успехом работ по благоустройству и расширению города во второй половине XVIII века.

В XIX веке Порту был оплотом либеральных сил, деятельность которых вела к свержению монархии. Здесь в 1822 году провозглашена первая конституция. В Порту произошло первое, хотя и неудачное, восстание республиканцев. Диктаторский режим Салазара с самого начала не пользовался в этом городе никакой популярностью.

Сейчас Порту - промышленный центр, а его гавань Лейсойш - второй по величине порт Португалии. Горожане отличаются своим трудолюбием и неприхотливостью. Каждому португальцу известна поговорка: "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся".

Порту — город портвейна и футбола, город высоких арочных мостов и шумных прибрежных баров, город неприглядных и грязных улиц, город давший название Португалии. Про Порту написано так много, что пытаться рассказать что-то новое — неблагодарное занятие. Но всё же попробую и рассказать, и показать.

Город расположен к северу от на правом берегу реки Доуру, протянувшейся почти на 900 километров через весь Пиренейский полуостров.

История города уходит к римлянам, как раз с тех времён Порту начал развиваться сначала как портовый, а потом как промышленный город. Причём за прошедшие два тысячелетия своего портового шарма он ничуть не растерял, но об этом чуть ниже...

Порту является вторым по величине городом Португалии, его нередко называют северной столицей.

Один из самых узнаваемых символов города — мост Понте-де-Дон-Луиш, построенный в конце XIX века Теофилом Сейригом, учеником того самого Гюстава Эйфеля. Мост соединяет два берега реки Доуру. Мост — двухуровневый: на верхнем уровне на высоте 45 метров проходит линия метро, нижний же ярус, расположенный прямо над водой, предназначен для автомобилей.

Но самый известный символ Порту — конечно же, знаменитое креплёное вино — портвейн.

Портвейном может называться только вино, произведённое на берегах реки Доуру. Это положение закреплено законодательными актами Португалии и Евросоюза. Так что советские «Три топора» и прочие аналогичные суррогатные жидкости, конечно же, не только не имеют никакого отношения к благородному сладкому напитку, но и его название позаимствовали абсолютно нелегально.

К слову, вопреки мнению большинства, портвейн производится отнюдь не в Порту — знаменитые на весь мир погреба, в которых выдерживаются дубовые бочки с вином, расположены на противоположном берегу от Порту — в городе Вила-Нова-де-Гайя.

Раньше, чтобы не тревожить вино перевозкой по неровным португальским дорогам, с виноградников до погребов его переправляли в бочках на плоскодонных грузовых лодках с квадратным парусом. В память о тех временах сегодня можно увидеть множество пришвартованных лодок, как раз напротив погребов. Некоторые из лодок переоборудованы в рестораны, за столиками которых можно бесконечно сидеть и наслаждаться свежим ветром с Атлантики под приятные сладкие нотки, сверкающего в бокале креплёного вина.

Пара слов про транспорт. В Порту, так же как и в , ходят старые дребезжащие трамваи.

Есть здесь и более современный транспорт. Например, больше похожее на трамвай городское метро.

Вдоль старой крепостной стены от берега Доуру наверх проложена линия фуникулёра.

Крепостная стена тоже появилась здесь неслучайно — в самом начале реконкисты Порту занимал пограничное положение. Граница между мусульманскими землями и только что получившим автономию португальским графством проходила как раз по реке Доуру.

Фуникулёр ходит довольно редко — оператор ждёт пока кабинка будет набита людьми под завязку, словно банка со шпротами.

Ну и, наверное, самый интересный вид городского транспорта — канатная дорога, соединяющая площадку рядом с мостом Понте-де-Дон-Луиш и набережную реки Доуру рядом с винными погребами.

Хотя, конечно, это уже не Порту, а Вила-Нова-де-Гайя, но всё равно очень интересно.

А интересно потому, что как раз с этой канатной дороги открывается лучший на мой взгляд вид на историческую часть Порту.

Над плотно сгрудившимся жилыми домиками монументально возвышается епископский дворец.

Рядом с ним на склоне холма расположен старинный район Байрру-да-Се — он является беднейшим и в то же время самым живописным кварталом Порту.

На набережной расположено множество маленьких открытых ресторанчиков, в которых, кажется, круглосуточно царит пьяное веселье.

Тем временем пришло время посмотреть на Порту сверху. Лучшее место для этого — обзорная башня церкви Клеригуш.

Её колокольня — высочайшая в Португалии. Долгое время она являлась ориентиром для прибывающих с Атлантики кораблей.

Наверх ведёт узкая лестница из 225 ступеней.

Переведём дух на одной из площадок... Мы пока всего лишь добрались до уровня крыш.

Ну вот мы и наверху.

Смотрим на Порту.

Видим красные крыши, уступами спускающиеся к берегам Доуру. Видим расположенный на дальнем берегу Вила-Нова-де-Гайя. Видим занимающие практически весь противоположный берег реки винные погреба.

Видим аккуратные новенькие крыши.

Видим, что прямо в центре Порту существуют живописные руины.

Видим, что склоны холмов, на которых расположен Порту, довольно крутые, и порой чтобы подняться по множеству ступенек, нужно хорошо попотеть.

Видим возвышающиеся вдалеке современные кварталы.

Видим, что на запад до самой Атлантики уходят огромные покрытые зелеными кронами деревьев парки и скверы.

Всё. Сверху на Порту насмотрелись. Продолжаем гулять по улицам.

Обратим внимание на то, что голубыми изразцами здесь могут быть украшены целые фасады домов.

Прочувтсвуем атмосферу квартала Байрру-да-Се, над которым словно могучий фаллос возвышается колокольня церкви Клеригуш, которую мы посетили чуть раньше.

Дома здесь высокие, а улицы узкие и грязные. Между домами душно, воздух как будто застыл, впитав в себя множество ароматов, начиная от доносящихся неизвестно откуда запахов дешёвой еды и заканчивая откровенной вонью, так знакомой по родным питерским обоссаным лифтам. Ощущение, что из цивилизованной европейской страны неожиданно попадаешь в бедную азиатскую.

На улицах развешено бельё. Периодически навстречу попадаются личности очень сомнительного вида, с которыми очень не хотелось бы встретиться на тёмной улице под покровом ночи.

В общем — настоящий портовый город. Для большего антуража не хватает только пьяных морских волков да дешёвых портовых проституток. Хотя, может я просто плохо смотрел?

Смотрю внимательнее, и начинаю понимать — что город-то восхитителен!

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма