Собор легенда. Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни. Кельнский Собор продолжение истории

Собор легенда. Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни. Кельнский Собор продолжение истории

13.07.2023

Когда в 1880 году после многовекового строительства Кельнский собор наконец-то был закончен, то в течение последующих четырех лет он оставался самым высоким зданием на свете. Возведение третьей по величине готической церкви в мире затянулось на невероятные шесть с лишним веков. А если брать во внимание, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать и реставрационные работы с тех пор продолжаются беспрестанно, то второго такого долгостроя, пожалуй, не найти…

Слева на банкноте 1922 года архитектор, справа – сам дьявол.

Немногие знают, что наряду с первыми черно-белыми изображениями этого сооружения на открытках, его контуры появились и на деньгах. Например, на инфляционной банкноте Германии номиналом в 500 тысяч марок 1923 года показан вид на Кельнский собор.

Собор в обмен на душу

Проблем со строительством храма было предостаточно. Часто работа останавливалась из-за нехватки денег. А их требовалось очень много. Примерно до 1530 г. с финансовыми проблемами худо ли бедно, но справлялись. Но с 1530 года к дефициту денежных средств стала примешиваться удивительная апатия властей. В конце концов, интерес к собору и стремление его завершить у людей пропали совсем. С тех пор и вплоть до середины XIX века он простоял «в лесах». Все это подтверждается историческими документами. Но вот дошедшие до нас предания объясняют сей долгострой по-своему. И во всем винят дьявола…

Если верить легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор. Существует даже поверье, что работы над ним не прекратятся никогда. Ибо если такое произойдет, сразу наступит Апокалипсис…

В 1164 г. кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель тайком перевез из Милана в Кельн реликвии трех волхвов. После пышных торжеств в их честь город превратился в место массового паломничества христиан. Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый.

Стали искать архитектора, который бы взялся за столь грандиозное и очень ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, который своему мастерству учился во Франции. На разработку чертежей власти города дали ему ровно год. Но, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось предать свои гениальные идеи бумаге. Каждый раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-нибудь ошибка, угрожавшая свести на нет, все его старания. И вот как-то раз, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Вдруг откуда не возьмись, перед ним появился незнакомец, одетый по моде французских строителей. Чужак стал что-то быстро чертить тростью (в другом варианте мечом) в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен – на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил незнакомца, что бы тот хотел получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был никто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоей жены и ребенка, я сам построю новую церковь за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!».

Эта сцена и была запечатлена на кельнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 г. Слева, с чертежами в руке, недальновидный архитектор. Справа – дьявол.

Под крики петуха

Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь малый срок, будет не под силу даже черту. А потому с легкой руки согласился на дьявольское пари. Сатана и его братия работали похлеще стахановцев. И с каждым днем стены божьего храма становились все выше и выше. А вот барометр настроения Герхарда фон Риле опускался все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его жены, и однажды она все-таки выпытала у него, что же мешало ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то сначала испугалась, а затем призадумалась.

В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло. И когда малец стал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, вновь обрела душевное спокойствие.

Тем временем строительство Кельнского собора подходило к завершению. И вот наступил день расплаты. В то утро женщина поднялась очень рано и отправилась на стройку. Демоны как раз устанавливали купола башен. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании. Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики стали отзываться настоящие петухи. Дьявол не заподозрил подвоха, а, издав дикий вопль, стал крушить только что отстроенную церковь. Но, как говорится, уговор дороже денег. И властителю тьмы пришлось убираться восвояси ни с чем. А собор остался стоять недоделанным…

Привидение мастера

А что же мастер Герхард!? К сожалению, у этой истории печальный конец. Через некоторое время сатана вновь предстал перед архитектором. И поспорил с ним, что быстрее проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свою церковь. Мастер тут же согласился, потому, как знал то, чего никак не мог знать дьявол. А именно, что если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей жене, дабы заручиться ее моральной поддержкой.

Но если в случае с первым пари женщина помогла своему мужу, то на сей раз хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги, и он провел воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни, когда увидел внизу бьющий из-под земли дьявольский источник. Осознав, чем ему это грозит, он бросился вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел. Обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул и сатана. И прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю.

В одной саге о Кельнском соборе говорится, что никто не мог завершить строительство готического храма потому, что этому препятствовал призрак несчастного строителя. Он внезапно появлялся на строительных лесах и пугал рабочих, а то и вовсе сталкивал вниз наиболее упрямых. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждало по ночам вокруг церкви, охраняя свое незавершенное творение…

Автор - valniko77 . Это цитата этого сообщения

Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды. ">

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

Оригинал записи и комментарии на

Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.

Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.

По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты. Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.

Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну.

Коллекция Л.Францек

Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.

Как и все прочие готические церкви, миланский Собор украшен многими сотнями (а точнее, даже тысячами) скульптур. Некоторые из них довольно примечательны: например, пара женских фигур, водруженных па центральный балкон фасада, считаются прообразом нью-йоркской статуи Свободы. Действительно, если факел с левой скульптуры дать в руки увенчанной лучистой короной правой, получится вполне похоже. А если учесть, что Огюст Вартольди, автор статуи Свободы, в Милане точно бывал, то легенда становится вполне правдоподобной.

А еще в соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Церковь утверждает, что святая Елена, мать Константина Великого нашла в Иерусалиме кресты, на котором был распят Иисус Христос. Гвоздей было три. Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади.

Первым существование Святого гвоздя засвидетельствовал святой Амвросий Медиоланский. В надгробной речи, посвященной смерти императора Феодосия, он пересказал историю о нахождении двух вытащенных из креста гвоздей и о превращении одного из них в подкову или лошадиные удила, а другого - в диадему, принесенную в дар Константину, который ею украсил свой шлем.

По легенде, именно Феодосий подарил переделанный в удила Святой гвоздь епископу Амвросию Медиоланскому. Эта реликвия изначально хранилась в базилике Святой Фёклы, которая до строительства миланского Собора стояла на этом самом месте. Находится он в самом центре собора, над главным алтарем, где располагаются хоры.

Он помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде. Два дня в году гвоздь выставляется на обозрение прихожан. Чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо. Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч на стене.

Еще одна легенда связана с покрытием на алтарь, которое, по легенде, Леонардо да Винчи купил в деревне на Крите и затем преподнес в дар миланскому Собору.

Лариса Францек

newgulliver.ru, laitalia.ru, nebo-italii.narod.ru

Кельнский собор – третья по величине из церквей, выстроенных в готическом стиле. Загадочным образом ее строительство растянулось почти на шесть с лишним веков. И пока скептики списывают все на нехватку денег, многие уверены, что в бесконечном строительстве виноват не кто иной, как дьявол. Об этом рассказывают многочисленные легенды кельнского собора.

По легенде, в 1164 году тайком из Милана кельнским архиепископом Райнальдом фон Досселем были перевезены мощи трех волхвов. Несколько дней продолжались празднества в честь этого значимого события. Однако вскоре место хранения мощей стало центром паломничества христиан. Именно тогда и родилась идея построить новый, большой и вместительный собор на месте старого маленького. Решено было там установить раку с мощами и расширить собор так, чтобы было много места для верующих.

Архитектором выбрали мастера Герхарда фон Риле, который в то время учился во Франции. Ему был дан год на создание проекта колоссального по размерам храма. Но, несмотря на все желание архитектора, ему никак не удавалось перенести свои задумки на бумагу. Все время отыскивалась какая-то ошибка, и чертеж приходилось переделывать заново. Он уже начал сомневаться в своих силах и даже подумывал отказаться.

Однажды, повествует легенда, прогуливаясь у берега Рейна, Герхард увидел огромный камень, а рядом с ним стоял какой-то мужчина в строительной форме и яростно вычерчивал странные знаки. Каково же было удивление архитектора, когда он увидел, что это и есть чертеж нового собора. Недолго думая, Герхард начал уговаривать неизвестного продать ему проект. Тот согласился, но предупредил, что взамен хотел бы получить душу архитектора. «А если пообещаешь мне еще и души твоих жены и ребенка, я сам построю собор за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои», - добавил сатана, а это был именно он. Герхард подписал все документы, и начались тяжкие дни ожидания.

Архитектор, конечно, был уверен, что дьявол не успеет выстроить столь грандиозный собор. Но с каждым днем его уверенность становилась все меньше и меньше. Фон Риле стал задумчивым и рассеянным. Жена, заметив его удрученное состояние, начала выспрашивать, в чем же дело. Герхард, не таясь, рассказал ей обо всем.

Сначала женщина испугалась. Но затем задумалась. Вскоре ей удалось найти способ, чтобы спасти свою семью. Однажды утром женщина вместе с сыном отправилась на рынок. Вдруг ребенок, привлеченный уличной сценкой, начал дергать ее за платье и показывать на шутов. Один из них, в точности повторяя звук петушиного крика, развлекал толпу. Это навело жену мастера на блестящую мысль. Каждый день она начала тренироваться в подражании крика петуха. Спустя некоторое время ей не просто удалось один в один имитировать кукареканье, но на ее крик начали отзываться и петухи с соседних домов.

Спасение было найдено. Теперь оставалась дождаться назначенного дня.

Подходил последний день срока. Женщина задолго до рассвета подобралась к месту строительства. Дьявол в окружении своих приспешников устанавливал последнюю башню. В этот момент женщина начала громко кукарекать. Со всех концов на ее крик стали отвечать и другие петухи.

Поняв, что проиграл, сатана в бешенстве начал крушить собор. Но уговор был уговором. Дьявол не тронул ни архитектора, ни его семью. Церковь осталась недостроенной. И все, кто соглашался продолжить работы на проклятом строении, либо погибали при странных обстоятельствах, либо сами отказывались продолжать строительство.

Однако и полуразрушенный собор представлял впечатляющее зрелище. Высота конька крыши – 61 метр, а с башенками – 157. Длина достигает почти 145 метров, а общая площадь готической церкви составляет около 10 000 квадратных метров.

Что же касается судьбы самого архитектора, Герхарда фон Риля, то, по преданию, он, впечатленный первой сделкой, вновь закладывает душу дьяволу. Они поспорили, что дьявол сумеет провести воду из Айфеля в Кельн через подземные каналы быстрее, чем архитектор достроит величественный собор. Герхард знал то, о чем дьявол и понятия не имел: если в канале не делать отдушин, вода не побежит. Архитектор был уверен, что опять выиграет спор.

Однако сатана в этот раз оказался хитрее. Жена, которой Герхард сообщил о новой сделке, попросту пришла в ужас. Но супруг уверил ее, что бояться нечего и рассказал свою тайну. Бедный мужчина не мог и предположить, что дьявол следит за каждым его шагом и тайна, доверенная жене, уже и не является тайной вовсе.

Ходят легенды, что Герхард находился на крыше собора, когда из-под земли вдруг начала бить вода, которая была проведена через подземный канал. Поняв, что ожидает его душу, архитектор бросился вниз с высокой башни. Однако дьявол оказался быстрее. Он обернулся огромным черным псом и перехватил несчастного мастера. Теперь его душа была обречена на вечные мучения в преисподней…

Кельнский собор так и остался недостроенным. Ходят слухи, что призрак бедного архитектора скитается по коридорам собора, пугая мастеров и сбрасывая их со строительных лесов. Однако слухи слухами, но очевидцы уверяют, что не раз видели около стен старинной церкви какое-то белое существо. Многие уверены - это на самом деле призрак архитектора бродит вокруг огромных стен, словно охраняя свое незавершенное строение.

Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.

Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, - первая христианская церковь в Париже - бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.

По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок - витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким "комиксом") – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.

В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. ...не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.

Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать - снести храм или полностью изменить его облик.

Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.

Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.

Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.

Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма