Йезд иран. Йезд. Прогулка по древнейшему городу Ирана. Кухня и рестораны Язда

Йезд иран. Йезд. Прогулка по древнейшему городу Ирана. Кухня и рестораны Язда

07.03.2022

Башни молчания - древнее кладбище зороастрийцев, расположенное на окраине иранского города Язд. Кладбище представляет собой высокие каменные башни, построенные на вершине холма, где приверженцы зороастризма оставляли всех мертвецов.

Башни молчания - традиционный способ захоронения усопших зороастрийцев. По канонам этой религии, страшным грехом является осквернение земли, воды, огня или воздуха, поэтому обычные способы захоронения верующим не подходят. Вместо этого зороастрийцы оставляют своих покойников в Башнях молчания - каменных платформах, расположенных высоко в горах.

Башни молчания - это круглые монументальные сооружения из природного камня, с широкими крышами, где оставленные мертвецы свободно истлевали под жарким солнцем или становились добычей птиц. Действо совершенно немыслимое с точки зрения западной цивилизации, но это лишь добавляет башням экзотичности. Башни молчания - очень мрачное, специфическое место с особенной атмосферой. Последние захоронения здесь проводились не так давно - в шестидесятых годах двадцатого века. С тех пор Башни молчания превратились в одну из самых известных достопримечательностей города Язд.

Координаты : 31.82287700,54.35484700

Соборная Пятничная мечеть в Язде

Соборная мечеть (также известна как Пятничная мечеть) - старинная мечеть, расположенная в городе Язд. Здание признано памятником архитектуры и находится под эгидой государства.

Соборная мечеть в Язде была построена в двенадцатом веке по указанию Ала-Одолеха Гаршаба, аристократа из династии Аль-Бойех. Оригинальный облик мечети не сохранился - в последующие годы здание полностью перестраивалось, и только в 1365 году обрело свой современный облик. Соборная мечеть является великолепным образцом средневековой персидской архитектуры. Здание увенчано парой высоких минаретов и богато украшено мозаичным орнаментом. Высокий портал у входа в мечеть признан самым высоким во всём Иране. Интерьер мечети отделан красивой плиткой из голубого фаянса.

Соборная мечеть расположена в очень живописном месте - прямо в сердце Старого города, в окружении древних улочек, буквально пропитанных духом старины. В Иране соборная мечеть столь известна, что её изображение отпечатано на тамошних деньгах - мечеть можно увидеть на обороте купюры номиналом в 200 реалов. Среди иностранных туристов мечеть также пользуется заслуженной популярностью - это одна из красивейших достопримечательностей Язда.

Координаты : 31.90138900,54.36861100

А какие достопримечательности Язда вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

ИРАН. ЯЗД. ДОМ-ЛЕДНИК

С древних времен люди задавались вопросом – как хранить скоропортящиеся продукты. Для этих целей в разных странах пытались приспособить лед, создавая «дома-ледники». На территории современного Ирана, первые дома-ледники появились еще в семнадцатом веке до нашей эры. Но лед был большой ценностью, ведь в летнее время его не откуда было брать. Каждая страна пыталась решить эту проблему по-своему: Европа завозила лед из Скандинавских стран, Индия пополняла запасы льда в Гималаях, Россия – в своих северных широтах, а иранцы научились сами создавать лед. Местный климат в Иране таков, что ночи здесь с заморозками. Иранцы прорыли специальные каналы, постоянно находящиеся в тени. Каждую ночь вода в этих каналах замерзала, и до восхода солнца весь собранный лед отправлялся в дом-ледник. В общей сложности на территории Ирана сохранилось более ста домов-ледников. И еще полвека назад они все еще продолжали весьма успешно использоваться.

О Язде можно рассказывать часами, затрагивая совершенно разные аспекты. Это удивительный город, расположившийся в центре пустыни. Здесь расположено множество достопримечательностей, одна из которых - уникальный Музей Воды, расположенный в старинном доме богатого купца. В нем представлены древние технологии доставки воды в город с помощью подземных тоннелей, благодаря которым люди выживали среди пустыни и невыносимой жары. В музее можно увидеть макеты этого чудесного «водопровода», начиная от истоков в горах и заканчивая подачей в резервуарах. Также здесь представлены различные фотографии системы, на которых запечатлены разные этапы подачи воды.

В экспозиции музея выставлены рабочие журналы девятнадцатого века, в которых рассказывалось о регулярном техническом обслуживании «водопровода» и планировались последующие работы по его модернизации. В залах вы также сможете увидеть разнообразные образцы посуды, которая использовалась для получения и хранения воды - всевозможные кувшины, которые за несколько веков не потеряли своей привлекательности. На втором этаже музея представлен резервуар для спуска и забора воды.

Координаты : 31.89504600,54.36852400

Крепость Нарин-кала

Крепость Нарин-кала - руины древнего персидского замка, расположенные в центре города Мейбод, в Иране. Крепость признана важным историческим памятником и находится под эгидой правительства страны.

Нарин-кала - очень древняя крепость, относящаяся ещё к доисламскому периоду развития персидского региона. Время её постройки известно лишь приблизительно, но в любом случае крепости уже больше двух тысяч лет. Замок возведен на холме, и с его стен открывается великолепный вид на город Мейбод и окрестности. При постройке стен использовался кирпич-сырец, придающий крепости характерную оранжевую окраску. Некоторые историки предполагают, что раньше за стенами крепости находился зороастрийский храм огня, разрушенный после прихода в страну ислама.

Для своего возраста Нарин-кала сохранилась очень хорошо - в крепости уцелели почти все внешние стены и башни, а также множество внутренних лестниц. Удачное местоположение замка (совсем рядом с центром города) превращает его в одну из главных достопримечательностей Мейбода.

Даже наполовину разрушенная, крепость Нарин-кала производит мощное впечатление и пользуется немалой популярностью среди туристов.

Координаты : 32.22620300,54.01451000

Храм огня Атэшкадэх

Атэшкадэх - древний зороастрийский храм огня, расположенный в городе Язд. Храм признан одной из самых популярных городских достопримечательностей, а для верующих зороастрийцев является местом настоящего религиозного паломничества.

У храма Атэшкадэх очень древняя история. Само здание относительно новое - его построили в 1934 году под руководством архитектора Джамшида Аманата. Однако огонь, горящий в храме, был зажжен более полутора тысяч лет назад и с тех по не гас ни на секунду.

Пламя горит в большой каменной чаше, расположенной в задней части храма. Горение, согласно зороастрийским традициям, поддерживается сандаловыми дровами. От посетителей чаша отгорожена стеклом во избежание инцидентов. В соседнем помещении расположен Музей зороастрийской культуры.

Само здание храма Атэшкадэх не представляет собой ничего необычного - построенное в традиционном иранском стиле, оно находится в центре небольшого кипарисового парка, перед храмом выкопано небольшое озеро. Тем не менее взглянуть на священный огонь всегда находится много желающих. Атэшкадэх - очень мистичное, священное место, и его атмосфера производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Координаты : 31.88126100,54.37327900

Самые популярные достопримечательности в Язде с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Язда на нашем сайте.

Когда-то город был эзотерическим центром, местом, где собирались мистики и гностики, и до сих пор 5-10% населения составляют зороастрийцы - это древняя религия огнепоклонников, зародившаяся в Иране. Когда государственной религией персидского государства стал ислам, зороастрийцы Йезда сумели противостоять насильственному обращению в новую веру, регулярно выплачивая налог. В Аташкаде («Башне огня») пламя не гаснет с 470 г. - вот уже более 1530 лет! Здесь же, на окраинах города, расположена Дахме, или Кале-э Хамуша («Башня тишины»), где хоронят умерших по зороастрийскому обряду.

Йезд известен самой большой в мире сетью «канатов» – это древняя система шахт-колодцев, изобретенных в Иране, постепенно она распространилась в пустынные города других местностей и используется до сих пор. Многие дома оснащены ветровыми башнями бад-гира (для пассивной вентиляции), а яхчалы служат своего рода примитивными холодильниками. Почти все дома построены из самана - необожженных кирпичей из песка, глины, соломы и навоза.

В городе сохранились потрясающие образцы исламских построек и средневековые городские стены.

В регионе пустынный климат - очень жарко днем и чрезвычайно холодно ночью. Деревья зацветают ранней весной.

Не пропустите

  • Мечеть Джаме XIV в.
  • Мечеть Амир Чахмак XIV в. Музей Йезда.
  • Погребальная мечеть Махбаре-э Давазда Имам («Святыня двенадцати имамов») - XII в.
  • Мавзолей Саеда Рон ад-Дина.
  • Баг-э Довлат - чудесный дом с витражами и садом.
  • Темница Александра.
  • Чак Чак - важный зороастрийский храм в 52 км от Йезда.

Следует знать

Йезд славится шелкоткачеством, керамикой и сладостями. Базары Йезда, пожалуй, - лучшее место в Иране для приобретения шелков, кашемира и парчи.

Если вы спросите, бывал ли я в Тегеране, то честно отвечу: даже два раза. Когда ехал на юг Ирана, а затем возвращался на север. Но при этом мне придется добавить: я был в Тегеране, но я не останавливался в нем. Огромный многомиллионный город с широкими улицами, толпами прохожих, хаотичным автомобильным движением и, как говорят все справочники, самым загазованным воздухом в мире проплыл мимо меня в окне ярко-желтого такси. Единственными достопримечательностями, которые я посетил, были площадь Азади (Свободы) с ее огромным, покрытым белым мрамором монументом и Национальный музей. Последний мне очень понравился. Впрочем, продолжу по порядку.

Старый глиняный город

Карта путешествия

Итак, автобус из Газвина прибыл на Северный вокзал Тегерана. Таксисты его называют просто Азади, так как центральная площадь севера столицы находится рядом. Вокзал оказался довольно большим. Автобусы отсюда направляются не только в Гилян, Мешхед и иранский Азербайджан, но также в Исфахан, Шираз и Язд. Есть международные рейсы в Анкару, Багдад, Дамаск, Баку и Герат. Я собирался в Язд, но не на автобусе, а в поезде, поэтому за шесть долларов взял такси и отправился на железнодорожный вокзал.
Железная дорога в Иране – единственная транспортная монополия государства. Автобусные компании, савари (маршрутки), самолеты и даже нефте- и газопроводы – все это давно отдано в частные руки. Путеводители предупреждают, что монополия не всегда эффективна, поезда постоянно опаздывают, а служащие проявляют завидное равнодушие или даже грубость по отношению пассажиров. Может быть, авторы путеводителей в чем-то и правы, однако у меня сложилось обратное впечатление.

Площадь Азади в Тегеране

Жители Тегерана

Огромный железнодорожный вокзал переполняли толпы народа. Все куда-то ехали. Но я довольно быстро сориентировался. Благо, везде были развешаны указатели на английском. На втором этаже в отделе информации стояла очередь. Правда, только к одному окну из двух. Из второго выглядывало милое женское личико. К этому личику я и направился:
«Добрый день, мне бы один билетик до Язда».
«Добрый день, — личико очаровательно улыбнулось, опустив при этом глаза. – На завтра?»
«Желательно на сегодня».
Личико куда-то исчезло и довольно долго не появлялось. Я уж решил, что оно где-то поправляет макияж, забыв о моем существовании. Но вот девушка вернулась и сказала:
«Дайте, пожалуйста, паспорт».
В паспорте ее интересовало лишь правильное написание моего имени. Позже я оценил этот шаг. В автобусных кассах мое имя обычно писали на слух. Получалось смешно: Дизим, Дизмини, Джимитрем, Джим Трем и так далее. Наверное, потому что продавцами билетов там были исключительно мужчины.
«Подойдите через два часа», — кивнула она.
Два часа? Не так уж и много. Я собирался прогуляться по южной исторической части города, но дальше вокзала так никуда и не попал. Ко мне тут же подошли желающие пообщаться с иностранцем. Первым был преподаватель русского языка из Иламского университета. В руках он сжимал папку с надписью «Учитель русскому языку». То, что я говорил по-русски, ему показалось божьим предзнаменованием. Внешне мой собеседник выглядел очень серьезно, но то, что он умел конструировать такие забавные фразы, как «Америка – бумага тигра» или «ехать на рельсовом пути», выдавало в нем большого оригинала. Вторым подошедшим был парень из… Газвина. Его интересовала одна тема – возможность дешевых путешествий за пределы Ирана. Я рассказал парню о бесплатных молодежных лагерях и клубах гостеприимства. В конце беседы он поразил меня своими энциклопедическими знаниями о Беларуси и Литве и признался, что хотел бы когда-нибудь переехать к нам на постоянное место жительства. Впрочем, когда-нибудь – это не скоро. Пока он военнообязанный, а значит не выездной.
Благодаря моим собеседникам время пролетело незаметно. Я вновь поднялся на второй этаж и получил на руки билет, а заодно записанные на отдельной бумажке номер перрона, вагона и купе. Девушка беспокоилась, как бы я ничего не перепутал. Проезд на расстояние приблизительно равное дороге от Вильнюса да Киева стоил около семи долларов.
Я спустился на перрон. Пассажиров было немного. Служащие вокзала разрешали проход к поездам лишь за десять минут до отправления. В моем случае они сделали небольшое исключение. И внешне, и внутренне поезда выглядели вполне современно. Новенькие вагоны с купе на шесть человек показались намного более удобными, чем те, что эксплуатируются у нас. В каждом поезде, даже идущем на относительно небольшое расстояние от столицы, был вагон-ресторан. Поезд на Язд в этом смысле ничем не отличался. Из бесплатных услуг для пассажиров: бутылка с ледяной водой и чашка теплого травяного чая с медом. Моими попутчиками были пятеро молодых людей. Ко мне они особого интереса не проявляли, так что я спокойно забрался на верхнюю полку и забылся спокойным сном.
Долго ли я спал? Всего шесть с половиной часов. Именно столько шел поезд до Язда. Когда меня разбудили, тыкая пальцем в окно, за которым стояла непроглядная ночь, я посмотрел на часы и отрицательно покачал головой.
«Не, мне до Язда, а до него еще пилить и пилить», — сказал я проводнику.
«Язд! Язд!» – проводник вновь и вновь тыкал пальцем в окно.
Пришлось в ускоренном темпе собирать рюкзак и вываливаться с ним на перрон. Казалось, что проводник лишь разыгрывает меня. Не мог поезд, делающий частые остановки, так быстро добраться до места назначения. Но вот я поднял голову и прочитал название станции «Язд». Действительно Язд!

Дворик гостиницы в Язде

Древний город был погружен в абсолютный мрак. Ориентируясь скорее на ощупь, я вышел на улицу и сел в первое попавшееся такси. Таксист нажал на газ прежде, чем я успел назвать отель, в котором собирался остановиться. Водитель привез меня в «Силк Роад», недорогую гостиницу в старинной части города. Мест там не было, но пожилой владелец не растерялся и перевел меня через дорогу в соседний отель «Ориент». Как потом оказалось, «Ориент» принадлежал его сыну. Мне выделили белую чистую комнату в здании бывшего караван-сарая и пожелали доброй ночи. Ни задатка, ни даже паспорта никто не попросил.
Спать больше не хотелось. Я попытался смотреть телевизор, но ночью шел лишь один канал, по которому транслировались суры из Корана. Лишь к утру начались настоящие передачи: что-то там про сад и огород, небольшой документальный фильм о жизни пустынных грызунов, а затем аэробика. Аэробикой занимались исключительно парни, причем в зимних спортивных костюмах. Их действия комментировали двое ведущих – мужчина и женщина. Но женщину почему-то показывали реже, хотя говорить ей приходилось чаще. В общем, иранское телевидение показалось забавным, хотя и не очень интересным.
К тому времени на улице рассвело. Не дожидаясь начала жаркого дня, я вышел из отеля. Навстречу на древнем велосипеде ехал старик в традиционных шароварах.
«Салам!» — крикнул он на ходу.
«Салам алейкюм», — кивнул я.
Рядом с мечетью Джамех суетились торговцы, развешивавшие над прилавками отрезы с ситцевыми тканями. Они были так заняты, что мое появление могли бы и не заметить. Но стоило подойти поближе, как послышались приветствия:
«Салам, хариджи! Хелло, мистЕр!»
«Салам!» — ответил я.
Я шел по улице, и народ продолжал здороваться. Здоровались, впрочем, не только со мной, но и друг с другом. По всему было видно, что это город дружелюбных людей. В глаза бросилось также то, что в отличие от Газвина, жизнь здесь шла неспешно и размеренно.

На улице в Язде

Между тем, Язд – один из главных туристических центров Ирана. Его название происходит от имени древнеперсидского божества Яздана. Расположенный на отрогах скалистых гор, он издавна привлекал иноземных купцов, передвигавшихся с караванами из Индии в Средиземноморье. В Язде была вода. Местные жители научились строить ганаты – подземные каналы и хранилища для воды. Вода поила людей и верблюдов. Она же являлась главной и единственной ценностью, потому что других богатств в этой пустынной земле не было. В XIII – XIV веках Язд дважды разрушали монголы и воины Тамерлана, но в остальное время многочисленные завоеватели обходили его стороной. Благодаря этому в городе хорошо сохранилась традиционная застройка. Стены домов здесь возводили из необожженного кирпича, а затем обмазывали саманом. На крыши устанавливали башни-бадгиры. Они улавливали ветер и таким образом кондиционировали помещения. Постепенно Язд превратился в крупный экономический центр, обедневший вместе с окончанием караванной торговли. Новое возрождение началось примерно сорок лет назад. Сюда провели линию железной дороги, а затем с помощью советских специалистов построили современный аэропорт и текстильный комбинат. Сегодня производство ситцевых тканей и обслуживание иностранных туристов – главные занятия язданцев.
Магию старинного города ощущаешь почти сразу. Древние узкие улочки, выпуклые, словно покрытые рябью глиняных волн крыши и минареты многочисленных мечетей – все это в купе с умиротворяющей атмосферой тишины и покоя завораживает и заставляет забыть обо всем на свете. В Язде почти нет зелени, нет любовных парочек и шумных компаний. В Язде есть только Язд, и этого вполне достаточно. Единственное шумное место – городской рынок. Длинные ряды с разнообразными товарами, в основном местного или китайского производства, яркие витрины ювелирных магазинов и подвешенные на потолочные балки цветастые ткани – все это разбавлено атмосферой чисто восточного колорита. Многие жители Язда приходят на рынок не столько покупать, сколько общаться, обмениваться новостями или просто отдыхать, сидя около лавок и попивая чай вприкуску с сахаром. Продавцы с удовольствием торгуются, но, что удивительно, не обманывают и не обсчитывают. Между тем, в Иране это было бы нетрудно. Огромное множество купюр с пятизначными цифрами и двойная система счета – все это ужасно сбивает с толку. Официально расчет идет в риалах, но, как правило, считают в виртуальных томанах. Один томан равен десяти риалам. Иногда торговцы пытаются помочь, называя цену не в томанах, а в риалах, и таким образом еще больше запутывают ситуацию. Самый легкий способ расплатиться – довериться продавцу и сунуть ему кипу купюр. Пусть сам разбирается!
В Язде всего лишь один музей, посвященный воде. В нем можно увидеть настоящий ганат, огромные глиняные амфоры, кожаные бурдюки и цистерны. Директор музея лично познакомил меня с экспозицией, а затем сказал:
«Человек и вода – это очень интересная тема. Говорят, что мы стали разумными, когда овладели огнем. Однако, только начав строить колодцы, каналы и плотины, люди смогли объединиться и создать первые цивилизации. В некоторых странах чистой воды до сих пор не хватает, поэтому мы должны ее экономить».
«Вот пускай в этих странах и экономят, — возразил я. — А то ведь несправедливо получается! Воды не хватает в Иране и в Африке, а счетчик на воду ставят у меня в квартире».
Директор музея громко рассмеялся и согласился, что я прав.
В Средние века Язд привлекал не только торговцев, но и богословов. В наследие от той эпохи здесь сохранилось несколько зданий религиозных школ, грандиозный комплекс Амир Чахмак, возведенный в память о шиитском имаме Хуссейне, и несколько крупных мечетей. Одна из них, Джамех, находилась всего в десяти шагах от моего отеля. Она была построена в пятнадцатом веке на средства местной общины. Жители Язда не пожалели денег и для отделки портала пригласили самых известных персидских мастеров. Кроме того, мечеть украсили двумя сорока восьмиметровыми минаретами. Позже приемы, апробированные при строительстве Джамех, вошли в каноны мусульманского зодчества и применялись при возведении зданий не только в Персии, но также в Закавказье, Средней Азии и Индии. Сегодня Джамех – одна из немногих шиитских мечетей, внутрь которой пускают иноверцев. Впрочем, фотографирование во время богослужения строго запрещено.

Мечеть Джамех

Кроме мусульман в Язде живет немало габаров – сторонников древней персидской религии зороастризма. Ее основателем был пророк Заратуштра. Он родился в середине первого тысячелетия до нашей эры где-то на территории нынешнего Афганистана и проповедовал учение, согласно которому вселенная делится на две великие силы: добра Воху-Мано и зла Ахем-Мано. Силами добра предводительствует бог Ахура-Мазда, а силами зла – его родной брат Ангро-Манью. В некоторых справочниках утверждается, что зороастризм – одна из первых известных монотеистических религий. Однако, это не так. Габары считают, что добро и зло сосуществуют вместе. Они есть в каждом предмете и даже в человеческой душе. Борьба двух невидимых сил происходит вечно. Но, поскольку поклонение злу претит нормальному разуму, Заратуштра отдал предпочтение Ахура-Мазде. В отличие от языческих богов, Ахура-Мазда не видим. Он является лишь в образе священного огня. Габары столь ревностно почитают огонь, что их часто называют огнепоклонниками.
Надо отметить, что изначально зороастризм был закрытой религией. Ее могли исповедовать лишь иранцы. Более того, среди зороастрийцев существовало кастовое деление, хотя и не столь строгое, как в Индии. Заратуштра учил своих последователей совершать лишь добрые поступки, но в начале нашей эры другой пророк Мани пришел к выводу, что реальный мир – порождение зла, а потому проповедовал ложь и обман. В самом Иране его учение не нашло сторонников, зато получило широкое распространение в других странах и некоторое время соперничало в популярности с христианством и буддизмом. Другой проповедник Маздак добился благосклонности шаха и начал государственные реформы, целью которых было строительство рая на земле. Для начала Маздак решил обобществить имущество купцов и феодалов. На пути к всеобщему благоденствию он уничтожил тысячи своих противников. Обобществленные земли плохо управлялись. Там начались голодные бунты. В конце концов, против реформатора выступила армия, и первая коммунистическая революция закончилась поражением.
Поначалу после завоевания Ирана арабы-мусульмане терпимо относились к зороастризму. Но потом стали преследовать иноверцев, и габары были вынуждены покинуть родину. Они нашли пристанище в Западной Индии, где благодаря ростовщичеству и торговле приобрели немалый вес в обществе. В Индии габаров называют парсами, и они до сих пор играют активную роль в экономической и политической жизни. Например, муж Индиры Ганди был парсом. В XIX веке многие торговцы-габары вернулись в Иран. Часть из них поселилась в Язде. Недалеко от города в местечке Чак-Чак, где по преданию от арабов скрывалась принцесса Никбанух, они восстановили свой храм и место поклонения огню. В самом Язде были построены две башни Молчания – своеобразные зороастрийские кладбища. Религия запрещает габарам осквернять землю и огонь плотью покойников, поэтому тела умерших относили в башни на растерзание птицам. После исламской революции этот обряд был запрещен. Теперь покойников хоронят в земле, тщательно заворачивая в специальную ткань.
Примерно семьдесят лет назад в центре Язда был восстановлен еще один храм Атешкадех. Его главная достопримечательность – священный огонь, зажженный еще в V веке и с тех пор ни разу не гаснувший. Но попасть в этот храм оказалось нелегкой задачей. Он окружен довольно высокой стеной, из-за которой выглядывают лишь верхушки сосен. Передние ворота наглухо закрыты. Проходившие мимо иранцы посоветовали зайти в другой день и в другое время. Тогда якобы храм будет открыт. Однако мне явно не везло. И завтра, и послезавтра ворота были заперты. Я решил найти какой-нибудь другой вход и обошел стену по периметру. С противоположной стороны, прямо за развернувшейся во дворах стройкой действительно была калитка. Но стоило мне войти внутрь, как рядом вырос охранник. Он сокрушенно покачал головой, взял меня за руку и провел через небольшой парк, за которым открывались просторный двор и пруд. Как потом оказалось, я вошел в часть храмового комплекса, доступную лишь для верующих габаров.

Атешкадех — храм огнепоклонников в Язде

Священный огонь

Сам по себе Атешкадех выглядит вполне современно. Внутри есть светлое помещение, увешанное картинами и плакатами на тему, что и почему сказал Заратустра. В углу стоит кресло. В нем дремлет древний старик. Рядом с ним расположен прилавок с нехитрыми сувенирами, религиозными брошюрами и компакт-дисками. Старик открывает глаза, без всякого интереса смотрит на вошедшего иностранца, кивает, когда я показываю на свой фотоаппарат, и тут же закрывает их вновь. В одной из ниш за стеклом хорошо различимо яркое пламя. Это и есть священный огонь. Я делаю несколько фотографий и выхожу наружу. Там уже стоит группа китайцев, что-то виновато объясняющая охраннику. Они тоже вошли через заднюю калитку. Запретный плод сладок.
Я провел в Язде примерно неделю, прежде чем нашел в себе силы покинуть этот город. Получив расчет, владелец отеля выкатил из гаража микроавтобус и совершенно бесплатно отвез меня в аэропорт. С билетами до Бандар-Аббаса, конечной южной точки моего путешествия, проблем не было. Маленький канадский самолет быстро заполнился народом. Мне досталось место в хвосте.
Стюард с кем-то долго пререкался у трапа. Я выглянул в иллюминатор и прыснул от смеха. На взлетной полосе стоял мужчина в традиционных шароварах. На привязи он держал козу. Мужчина ожесточенно жестикулировал, пытаясь пройти с животным на борт. Но стюард был неумолим. Наконец, из здания аэропорта прибежало сразу несколько администраторов. Они внимательно изучили предоставленные мужчиной билеты, немного поспорили между собой и постановили отвезти козу подальше от самолета. Мужчина сокрушенно покачал головой, отдал им веревку и поднялся в салон. Администраторы с козой вернулись обратно. Когда самолет поднялся в воздух, все места были заняты, за исключением одного, того, что находилось рядом со мной. Я так понимаю, что именно на нем и должна была сидеть коза.

Глиняные стены Язда

Саман (кагель) — материал для постройки

Полет длился недолго. Бандар-Аббас встретил темно-свинцовым небом и душной жарой. Прямо у трапа пассажиров ждала толпа таксистов. Моя личность вызвала у них нездоровый интерес. Кто-то даже схватил за одежду, пытаясь что-то объяснить. Причем, многие таксисты неплохо говорили на английском. Но я умудрился нанять неанглоязычного водителя. Он просто сунул мне в руки визитку гостевого дома в центре города, подхватил мой рюкзак и на пальцах показал цену – шесть тысяч томанов. Это чуть больше шести долларов. Вроде бы совсем дешево, но не для провинциального персидского городка. Пока ехали в гостевой дом, водитель пару раз пытался вести со мной диалог. Вначале на персидском языке. Затем на арабском. Из всех сказанных мне фраз я понял только слова «Иран» и «ислам». Когда он в очередной раз обратился ко мне с вопросом, я ответил ему по-белорусски:
«Хорошо у вас в Иране. Вполне нормальная страна».
Таксист кивнул и больше ни о чем не спрашивал.
Главная и единственная достопримечательность Бандар-Аббаса – это самый большой в стране порт. Он принимает большегрузные торговые суда, нефтяные танкеры, рыбацкие сейнеры и быстроходные туристические паромы. Немного в стороне от основных доков расположен причал, где можно увидеть множество традиционных деревянных лодок. Их до сих пор используют рыбаки, мелкие торговцы и жители прибрежных островов. Самый большой остров Кешм, — свободная торговая зона. Оттуда иранские челноки доставляют в Бандар-Аббас импортные товары – одежду, детские игрушки, детали для автомобилей, фото- и видеотехнику. Все это в обилии представлено в местных магазинах.
В Бандар-Аббасе много иностранцев. Сюда по торговым делам или для отдыха приезжают пакистанцы, турки, армяне, но особенно часто встречаются арабы – выходцы из стран Персидского залива. Коренные жители Бандар-Аббаса по происхождению также арабы. На улицах арабская речь слышна практически повсюду. Персы относятся к соотечественникам-арабам с некоторой настороженностью. Считают, что они – прирожденные жадины. Мне отчасти удалось убедиться в правоте этого суждения, когда владелец гостевого дома запросил за комнату без удобств втрое больше обычного.
Рядом находился небольшой отель. Комнаты и цены там оказались более приемлемыми. Но владелец, седой афганец, немного говоривший по-русски, вынужден был огорчить – все места заняты или забронированы. Я оставил у него рюкзак и отправился искать другую гостиницу. Довольно скоро полуденный зной заставил меня свернуть в кафе, где работал кондиционер. Ко мне за столик подсел мужчина средних лет и представился бизнесменом из Тегерана. В Бандар-Аббас он приехал за новым японским автомобилем, который ему доставили из Дубая. Мы немного поболтали, выпили безалкогольного пива и, наконец, бизнесмен сказал:
«Сегодня я возвращаюсь домой. Здесь ничего интересного нет, так что могу завезти обратно в Язд».
Я согласился. Но прежде чем забрать из отеля мой рюкзак и отправиться в дальнюю дорогу мы съездили на загородный дикий пляж. Чистый белый песок, несколько одиноких пальм и бесконечная гладь моря. Вот такой он Персидский залив. Под пальмами сидела веселая компания, в том числе и женщины. Похоже, у них намечался пикник. Я поинтересовался у нового знакомого, будет ли приличным лезть в воду нагишом на виду у дам. Тот согласно кивнул, хотя сам купаться не решился. Компания под пальмами дружно заулюлюкала, когда я с разбегу прыгнул в соленую воду, но вскоре переключилась на свои дела и потеряла ко мне всякий интерес.
Уже вечером того же дня я снова был в Язде. Бизнесмен подвез меня до самого отеля, вручил на прощание визитку на персидском языке и пожелал удачного продолжения путешествия. Портье ничуть не удивился, увидев перед собой недавно съехавшего постояльца. Получив ключи от комнаты, я поднялся в ресторан на крыше отеля и заказал себе на ужин жаркое из верблюжатины. Розовое солнце медленно опускалось над крышами старого города. Так было сегодня, так будет завтра. Каждый день, как сотни лет назад.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть комментарии по теме, не стесняйтесь оставлять их внизу

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Язд считается одним их наиболее ярких и харизматичных городов . Он имеет статус административного центра одноимённой провинции и находится в центре страны, располагая целым рядом интересных достопримечательностей, включая традиционные восточные базары и ветряные башни - «бадгиры». Кроме того, он славится изысканной архитектурой и широкими возможностями для шопинга, позволяя любителям покупок удовлетворить самые желанные потребности.

Особенности

По своей структуре и технологическому оснащению, Язд можно назвать уникальным городом. Современные постройки и широкие бульвары сочетаются здесь со старинными домами, а роль кондиционеров зачастую исполняют так называемые «бадгиры» - вентиляционные трубы, обеспечивающие охлаждение воздуха в домах. Вместе с тем, в городе хорошо развита инфраструктура, используются высокотехнологичные коммуникации, есть фабрики по производству шёлка, который пользовался большим спросом у иностранных торговцев ещё во времена Марко Поло, а также образовательные, культурные и административные учреждения. Для гостей построены комфортабельные отели со всеми удобствами, налажено транспортное сообщение, присутствуют музеи и живописные парки, где можно увлекательно провести время, знакомясь с традициями и историей Ирана или прогуливаясь по зелёным аллеям. Этнический состав представлен персами, курдами, азербайджанцами и представителями других народностей. Главной религией является зороастризм.

Общая информация

Площадь территории Язда невелика и составляет несколько десятков кв. км, при численности населения свыше 500 тысяч человек. Местное время опережает московское на полчаса зимой и на 1,5 часа летом. Часовой пояс UTC+3:30 и UTC+4:30 в летнее время года.

Краткий экскурс в историю

Первые упоминания о городе относятся к эпохе за 3 тысячи лет до начала нашей эры, когда он назывался Исатис и принадлежал к древнему восточному государству Мидия. В силу своего географического месторасположения, в самом сердце Ирана, исторически, Язд оказался в стороне от многих войн и лишений, сотрясавших эти земли, а в самые неспокойные времена тут процветали науки и ремёсла, сохранившиеся по сей день. В давние годы в этих местах существовали многочисленные дервишские школы, называвшиеся «ханаками», а Язд считался последней твердыней Персии. Между тем, Язд несколько раз разрушался и тоже пережил немало тяжёлых периодов. В эпоху Чингисхана, от гонений в городе скрывались многие выдающиеся поэты, художники, учёные. В средние века, сюда наведывался великий путешественник Марко Поло, поведавший в своих рассказах о чудесных шелках, которые ему довелось увидеть на здешних рынках. Интересно, что облик старого района Язда по сути не изменился по прошествии сотен лет, и по мнению ЮНЕСКО он входит в число уникальнейших архитектурных объектов мира.

Климат

Климатические условия в провинции считаются едва ли не самыми сухими на территории всего Ирана. Осадки выпадают здесь очень редко, поэтому испокон веков в области строились «гранаты», представлявшие собой подземные каналы для воды. Сейчас их заменили резервуары и скважины, снабжённые современным оборудованием. В летние месяцы жара в городе порой достигает +40 градусов, а вот зимой может опускаться до нуля и ниже. Посещать провинциальную столицу лучше ранней весной и поздней осенью, когда тепло и сухо, но нет изнуряющей жары.

Как добраться

Наиболее оптимальным вариантом маршрута до Язда служит перелёт в , а оттуда уже местными авиалиниями в аэропорт столицы провинции. Кроме того, город связан железнодорожным и автобусным сообщением с другими регионами и населёнными пунктами страны.

Транспорт

Самыми распространёнными средствами передвижения в пределах городской черты служат такси, хотя территорию Старого города вполне можно обойти пешком.

Достопримечательности и развлечения

Старинный район Язда считается здесь главным историческим объектом. Облик подавляющего числа зданий совершенно не претерпел изменений в течение столетий, а их тёмно-коричневые стены, сложенные из обожжённого на солнце сырцового кирпича и давно устаревшие конструкции ветровых башен-«багдиров» на крышах домов, служат своеобразным символом ушедших эпох. Поднявшись наверх, можно обозреть город и увидеть бескрайние пустынные ландшафты, его окружающие. Среди наиболее ярких архитектурных сооружений Язда выделяется зороастрийский храм Аташкаде, который ежегодно посещают представители этой религии со всех точек планеты. Священный огонь храма, расположенный в центральном зале, поддерживается с 470 года.

Среди других религиозных достопримечательностей выделяются Большая Пятничная Мечеть с библиотекой, где хранятся древние манускрипты, и мечеть Амир Чакхмагх, находящаяся прямо напротив музея воды, где любознательные туристы могут узнать много интересного о системе водоснабжения, функционирующей здесь в разные годы и по сей день. Примечательны также Дом собраний, Башня Ветра, сад Мозаффар, медресе Шамсия, мавзолей Доваздех-Имам и кладбище солдат, посвящённое иранцам, погибшим в годы войны с Ираком. В некотором отдалении от городской черты, посреди пустыни, раскинулся древний религиозный комплекс Амир-Чакмак, а неподалёку от него расположены зороастрийские башни молчания Дакмех. Есть в окрестностях города и ещё несколько археологических комплексов, куда можно добраться на автомобиле или на экскурсионном автобусе.

Кухня

Многие рестораны и кафе Язда находятся в старинных зданиях, имеющих богатую историю, поэтому пребывание в них дополняется ощущением непередаваемого духа старины. В роли одного из них выступает ресторан Хаммам-э Хан, размещённый в помещениях старого хаммама. Сводчатые потолки, журчащая вода в купальнях и искусная настенная керамика, добавляют процессу трапезы изрядную долю романтизма. Многие заведения имеют весьма выгодное месторасположение и располагают отличными видами из окон, прямо на главные городские достопримечательности. Любителям сладостей непременно стоит заглянуть в специализированную кондитерскую на бульваре Джомхурийе-Эслами или в заведение Amiran Paludeh, где гостям предлагается опробовать вкуснейший щербет.

Шопинг

Главными местами для покупок в Язде считаются базары Старого города. На многочисленных прилавках выставлены замечательные ковры, отличающиеся более низкими ценами по сравнению с Тегераном и популярными туристическими центрами Ирана, чеканные и кожаные изделия, всяческие специи, сладости и сувениры. Отдельного внимания заслуживают знаменитые яздские шелка, из которых сотканы платки, покрывала и всевозможные предметы лёгкой одежды.

Язд ежегодно привлекает тысячи путешественников, пленяя их своей восточной непосредственностью, красотой архитектуры, богатым культурным и историческим наследием. Пребывание в этом городе, позволяет гостям оценить многие достоинства и поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Йезд - один из древнейших городов не только Ирана, но и мира. Он был основан ещё в III тысячелетии до нашей эры - в оазисе среди пустыни, в 700 километрах от Тегерана, на одном из важных караванных маршрутов из Индии в Среднюю Азию. Исторически город находился в глубине страны, вдалеке от границ - и это позволило ему в течение веков находиться в стороне от войн и разорений. Таким образом, вся уникальность Йезда не только в его древности, а в том, что до наших дней центральная часть города сохранилась практически в неизменном виде! Йезд - это одно из самых древних, постоянно населённых мест планеты.


1. Прогулку начнём с окраин исторического центра. На перекрестке городских улиц, окружённая соснами, располагается часовая башня - одна из двух в старом городе.

2. В Иране много интересных достопримечательностей, памятников архитектуры и старины. Но при этом одним из главных впечатлений от древних городов Ирана является просто их атмосфера - старые улочки, переулки, дома из глины или кирпича, тишина, спокойствие, восточная основательность во всём. Вот, например, маленькая деталь - в дальнейшем вы наверняка обратите внимание на большое количество полукруглых крыш в старом городе. Это - один из классических элементов персидской архитектуры. Полукруглая крыша позволяет помещениям меньше нагреваться в жару.

3. Над тихими улочками то тут, то там возвышаются маковки мечетей. Очень красивая мечеть Имамзаде - одна из таких.

5. Йезд - старинный город на древнем караванном пути. И центральная его часть за прошедшие столетия практически не изменилась. Кажется, что и эти торговцы из прошлого тоже просто на минутку приостановились - и вот-вот оживут.

8. Комплекс Амир Чакмак XV века - один из основных символов Йезда. Комплекс не является простой мечетью: основная его часть - трёхэтажное Хоссейние, ритуальное здание, предназначенное для молитв и скорби по имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда.

9. Роскошный фасад особенно красив в вечернем освещении, а ночью Амир-Чакмак и окружающая его площадь смотрятся вообще просто невероятно. Но об этом отдельно...

10. От комплекса Амир-Чакмак совсем недалеко до сердца Старого Города. Надо лишь пройти пару улиц.

11. На Востоке всё рядом, всё гармонично - древние стены XV века соседствуют с оживлёнными улицами, по которым деловито идёт по своим делам народ...

12. Тут же и очередная мечеть.

13. И повсюду кругом - рынки и базары. Ну куда же на Востоке без базара? :)

14. А торговля на базаре ведётся под строгими взглядами Рухоллы Хомейни и нынешнего верховного правителя Али Хаменеи. Под таким приглядом разве обвесишь хоть на полграмма? :)

15. На оживлённом перекрёстке Старого города находится вторая старинная часовая башня Йезда, украшенная восточными орнаментами и традиционной для Востока сине-голубой керамической плиткой.

16. От башни с часами начинается бульвар, ведущий к святая-святых древнего города - Пятничной соборной мечети XII века.

17. Бульвар, словно геометрическая ось, соединяет две городские доминанты: в одном конце - мечеть, а при взгляде в обратную сторону - старая Часовая башня.

18. Роскошная, украшенная плитками, узорами и изразцами Пятничная мечеть (Кабир, Джаме) - главная мечеть города. Она была построена ещё в XII веке и позднее перестраивалась в XIV столетии. Эта мечеть видна практически отовсюду в Йезде - её 52-метровые минареты являются одними из самых высоких в Иране.

20. На площади перед Пятничной мечетью находится множество сувенирных лавочек и магазинов, где можно купить всё, от ширпотреба и посуды, до великолепных шкатулок из верблюжьей кости и роскошных персидских ковров.

22. Невероятные лабиринты улочек, старинные глинобитные дома. И это всё не показное - это всё стоит практически в первозданном виде на протяжении столетий! И, самое интересное, что в этих улочках до сир пор размеренно и своим чередом идёт жизнь.

23. Деловито прожужжит мотоцикл с укутанной чёрной чадрой пассажиркой на заднем сиденье.

24. Выйдет на улицу мужичок...

25. И снова улицы, глинобитные дома, стены, распёртые брёвнами для надёжности...

26. Повсюду в Йезде можно увидеть вот такие башни - бадгиры. Бадгир - это традиционный в иранской архитектуре элемент, служащий для вентиляции зданий и поддержания нормальной температуры в них. По сути дела бадгир - естественный кондиционер. При небольшом ветре воздух, проходя мимо ветролова, попадает в его шахту и спускается в помещение, под которым чаще всего устанавливают бассейн. Охлаждаясь, поток разделяется - холодный воздух остается в доме, в то время как горячий уходит вверх по шахте в противоположном конце помещения. Мы заглянем в вентиляционную шахту бадгира, когда чуть подробнее будем изучать один из старинных иранских домов.

27. Старинные улочки ныряют под своды каменных арок...

28. Купола, арки... Резные двери.... Башенки-бадгиры... Маковки минаретов... Улочки.... Лабиринты... Причудливые арки... Купола... Старина! Казалось бы, никаких особо ярких доминант, но так цепляет! Час-другой-третий бродишь. У старинного города Йезда невероятно сильная энергетика. Впрочем, пожалуй, как и у всех мест, где мы побывали в Иране. Необычайно интересная страна!

35. "Кондиционеры" - бадгиры на крыше одного из богатых особняков, где нынче расположена четырёхзвёздочная гостиница.

36. Йезд расположен в пустыне и окружён горами. Возможно, это и сохранило его исторический облик на столетия.

38. Одна из сохранившихся башен крепостных стен и сине-зелёный купол мечети на заднем плане.

40. Интересная дверка. Ворота в старый город? :)

41. Чуть в стороне от Пятничной мечети и прилегающих к ней кварталов глиняных домов - раскинулся роскошный сад Доулат-Абад, бывшая резиденция Карим Хана Занда. Сад был устроен в 1750 году и представляет собой дворец, окружённый сосновыми аллеями и фруктовыми садами. А ещё здесь расположен самый высокий в Иране бадгир (33 метра).

46. В саду растут хурма и гранаты, остатки урожая которых висят на ветвях до самой зимы.

48. Религиозные знамёна...

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма