Церковь симеона столпника на поварской. Церковь Симеона Столпника, «что на Поварской»(Введенская церковь; Богородицкая церковь; Симеоновская церковь; Семеновская церковь). История возведения храма на Поварской

Церковь симеона столпника на поварской. Церковь Симеона Столпника, «что на Поварской»(Введенская церковь; Богородицкая церковь; Симеоновская церковь; Семеновская церковь). История возведения храма на Поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской имеет необычную историю. Можно назвать особым благословением уже то, что этот храм не пострадал во время прокладки Нового Арбата. Более того, архитекторы решили сделать именно на этом сооружении архитектурный акцент. Здание лаконично выделяется из общего ансамбля.

Церковь Симеона Столпника знаменита тем, что в ее стенах венчались многие известные личности, выходцы из творческой интеллигенции и даже граф Шереметьев. Очень любил приходить в этот храм Николай Гоголь, особенно в последние годы своей жизни.

История возведения храма на Поварской

Возведение церкви датируется 1676 годом. В 1625 году на месте современной постройки находился небольшой деревянный храм. Некоторые источники упоминают его как церковь Введения в храм Божьей Матери, которая располагалась у Арбатских ворот. Ранее на этой местности проживало около 500 человек (поваров, пекарей, скатертников). По этой причине здешние улицы так и называются - Поварская, Хлебный, Столовый переулки. Царские повара имели несколько храмов. Ранее Поварская улица и вовсе была дорогой, по которой перевозили товары и передвигалась царская знать.

Церковь после революции

Революция практически не помешала храмовой деятельности. Какое-то время после нее в церкви проводились службы. Позже здание храма было передано Райпромтресту, который решил разместить там мастерские для глухонемых. Одно время в церкви размещалась керосинная лавка.

Название

Свое название церковь получила благодаря Борису Годунову, день венчания которого как раз приходился на празднование святого Симеона Столпника. Есть вероятность того, что сам Годунов приказал построить в этом месте деревянный храм как память о его венчании.

Описание

Конец XVII века ознаменован тем, что на месте маленькой деревянной церквушки начали строить кирпичную церковь. Здание храма не очень большое. Здесь есть трапезная, звонница, несколько приделов с отдельными аспидами. Приделы освещены во имя святых Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний из которых впоследствии был освящен именем Дмитрия Ростовского в 1759 году. Главный престол - Введенский. Трапезная, к которой примыкают приделы, изначально была низкой, затем ее подняли и вытянули. Она как будто бы обнимает нижний ярус звонницы.

Внутреннее убранство

Церковь Симеона Столпника внешне имеет простое убранство, но вместе с тем она выглядит вполне нарядно. Основной объем украшают кокошники, ажурный шатер, узорчатые барабаны, арочные проемы небольших окон.

В 1966 году храм реставрировали. В результате ярусное покрытие пришлось сделать более простым и практичным.

После революции храм Симеона Столпника пришлось закрыть. Здание хотели снести. Часть постройки была разобрана. Так церковь стояла полуразрушенная, пока не приняли решение о строительстве московской магистрали. Сначала церковь хотели и вовсе снести, так как она не вписывалась в большинство современных построек. Но общественности все же удалось ее спасти.

После реставрации в 1968 году церковь была передана во Всероссийское общество охраны природы. В ее стенах проводились выставки представителей животного мира. Вскоре здание превратилось в подобие хлева. Интерьер был полностью уничтожен. Но, к счастью, это быстро закончилось. Позже в храме начали проводить выставки произведений искусства.

В 1992 году церковь вновь стала принадлежать верующим, которые возобновили ее утраченную красоту. Храм по сей день принимает прихожан и проводит службы.

Храм Симеона Столпника в Устюге

В честь святого Симеона Столпника был освящен еще один храм - в Великом Устюге. Ранее на его месте стояли две деревянные храмовые постройки.

В 1728 году закончили возведение нижнего этажа современной церкви. Позже установили кладовые палатки и несколько приделов. В 1757 году случился пожар, во время которого храм сильно обгорел. Его пришлось практически полностью перестроить. Тогда же было принято решение о возведении колокольни рядом с храмом. Перед главным фасадом расположена терраса, на которую можно подняться по открытой лестнице. Церковь Симеона Столпника (великий Устюг) выглядит очень торжественно. Не просто так он считается самым декорированным храмом этой местности.

Внешнее и внутреннее убранство

На первом этаже расположилась теплая церковь, освященная именем Симеона Столпника. Ее придел освятили во имя Иакова Алфеева - святого апостола. Второй этаж занимает холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с освященными приделами во имя Николая Чудотворца и князя Владимира.

Внутреннее убранство храма датируется 1765 годом. Главное помещение роскошно украшено лепниной. Церковь Симеона Столпника славится одним из самых удивительных иконостасов 18 столетия. Одна из икон этого храм сегодня находится в Третьяковской галерее. Образ Симеона Столпника был написан еще во второй половине XVI века.

В 1771 году для храма местным мастером был отлит колокол в 154 пуда.

В 1930 году церковь пришлось закрыть. Иконостас частично разобрали, колокола сбросили. С 1960 года храм находится под охраной государства как памятник культуры и объект культурного наследия.

Сегодня церковь Симеона Столпника (Устюг) является действующей. Уже в 2001 году в ее стенах прозвучал первый молебен.


Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.

Адрес: Москва, ул. Поварская, 5, стр. 1

Храм преподобного Симеона Столпника относится к так называемым «огненным храмам», возводившимся в Москве с середины XVI века.

Храм на месте современного здания церкви Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Вероятно, еще во времена Бориса Годунова здесь стояла деревянная церковь. В архивных документах она впервые упоминается как храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице».

В церкви также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и во имя святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской.

Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573 г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б. Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки.

Слобода царских поваров была богатой - к XVII веку в ней значится два храма.

Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании.

Современную каменную церковь из большемерного кирпича построили в 1676-1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

Небольшое здание выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630-1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966 г.

В 1812 году храм Симеона Столпника был разграблен, сильно обгорел во время пожара. Ценности расхищены. После освобождения Москвы от наполеоновских войск прихожане храма во главе с его настоятелем Стефаном Никитичем Поповым полностью восстановили церковь и владения причта к 1818 г.

Храм был популярен среди москвичей как место венчания. Здесь в 1801 г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний - графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Здесь же в 1816 г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В. Гоголь, живший с декабря 1848 года у графов Толстых в доме Талызина на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

В 1866 г. в храме Симеона Столпника венчался известный общественный и религиозный деятель К.П. Победоносцев с Е.А. Энгельгардт.

Метрика 1887-1891 готов так описывает этот храм:
«[Церковь] Во имя Преподобного Симеона Столпника, именующаяся так по приделу в честь сего святого; настоящая в честь «Введения во храм Персвятой Богородицы» (на Поварской). [Церковь] каменная <...> квадратная, одноэтажная. Алтарь главной церкви с одним полукружием. (Приделы одноапсидные). Вышина церкви 10 саженей, длина 16 саженей и 1 1/2 аршина, ширина 8 сажень и 1 аршин. [Построена] из кирпича. Стены выкладены сплошною кладкою. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие. Есть карнизы в виде поясков на трапезной церкви, а на настоящей церкви между поясками есть зубчики. Кровля шатровая, на трапезной церкви в два ската, на настоящей - в четное ската, вся из железа, выкрашена краскою. Подзоры железные. Кровля старая. Фонарь на сводах глухой.

Глав на всей церкви с колокольнею - 9, из них 5 большого размера находятся над срединою настоящей церкви, остальные над тремя алтарями настоящей и трапезной церкви и над колокольнею. Главы покрыты белым железом. Кресты на главах медные, осьмиконечные, с цепями, спускающимися к главам.

Окна широкие, квадратные. В главном алтаре одно окно, и по одному окну в каждом из двух предалтариях. В алтарях трапезной церкви по два окна и все окна в один свет, с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкие из кирпича. Окна прямые с отливами внутрь. У окон решётки железные, крашеные.

Дверей входных четверо, из них одни на западной стороне церкви, двое - на северной и одна с южной стороны. Все двери железные. Прежде существовал вход с северной стороны в виде крытой галереи, который наглухо заложен неизвестно когда. Паперть устроена с одной стороны.

Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется только в настоящей церкви каменною стеною с тремя пролетами. Приделов в церкви два. Западный притвор - трапезной устроен в виде палаты, от храма отделяется глухою стеною с одним пролётом в виде арки.

Своды устроены в настоящей церкви четырехсторoнние, опираясь на стены, соединенные вверху железными связями.

Своды трапезной церкви в одной части шатровые, в другой полукруглые, и как те, так и другие опираются на два столба. Среди трапезной церкви поставлено два столба, четверогранные, гладкие, без карнизов. На каждом из них имеется по одной впадине для образов. Решеток кругом их и лавок нет.

Пол лещадный как в алтарях, так и во всем храме с притвором.

Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделённый двумя арками. В правом предалтарии находился ризница, в левом предалтарии жертвенник. Своды в алтаре лежат на стенах. Окон в алтаре и предалтариях три.

Помост в алтаре выше помоста храма на одну ступень. Два придельные алтаря одночастные, каждый о двух окнах, с полукруглыми сводами.

Все три престола деревянные, без возвышений от помоста. Престолы квадратные, в настоящей церкви - 1 1/2 аршина, в трапезной церкви 1 аршин и 4 вершка.

Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою. Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной - на одних изображение чаши, на других - лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса.

Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена.

В настоящей церкви амвонное место выделяется из солея и сделано из белого камня. Сени над ним нет. Клиросы одной стороной примыкают к стенам церкви, другие стороны, боковые, сделаны из балясника, задние глухие, с вставленными в них иконами. Особых в них украшений нет.

Колокольня построена в одно время с церковью и из такого же материала. Форма её от основания квадратная, а верх в виде башни. Каких-либо изображений и надписей нет.

Колоколов всех восемь. На одном надпись: «Лета 7185 августа в 3 день вылит сей колокол при державе Великого Государя и Великого князя Феодора Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России самодержца. Лил сей колокол мастер Маторин».

Стены церковные расписаны живописным письмом. Церковь настоящая расписана вся, трапезная только местами, в сводах.

На иконе Симеона Столпника находится надпись: «Лета 7132 ноября 22 дня при державе Государя и Великого князя Михаила Феодоровича - всея России и при Святейшем Филарете патриархе Московским и всея России поставлен сей образ в церковь Симеона Столпника что за Арбатскими вороты на Дехтяреве огороде. Гавриил Александров сын Протасов». Местно чтимая икона свт. Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца. Какие из древних икон находятся в иконостасе неизвестно. 1887 года февраля 3 дня».

В 1930-е годы церковь уцелела и оставалась действующей. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». Настоятелем стал архиепископ-обновленец Евстафий, которого в 1938 г. арестовали и отправили в лагеря. Как вспоминали местные старожилы: в церкви служил батюшка, которого называли «красный поп», из-за того, что два его сына окончили Коммунистическую академию. В 1941 г. храм закрыли; 22 сентября 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. В бывшей церкви разместились трудовые мастерские глухонемых, работавшие во время войны на нужды фронта. После войны церковное здание занимала мастерская «Мединструмент».

Полуразрушенная церковь достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но усилиями общественности ее удалось спасти. Большую роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов.

В.А. Десятников рассказал в своей книге об этом: «Москва ему [Л.И. Антропову] обязана спасением многих архитектурных достопримечательностей. Среди них церковь Симеона Столпника XVII века, что на углу Нового Арбата и Поварской. <...> То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М.В. Посохина. Сохранил ее для Москвы Л.И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану».

В 1966 г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Автором проекта реставрационных работ была Ольга Дмитриевна Савицкая.

Были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

В 1968 г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены.

Позже, к 1990-м гг. в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В 1990 году, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. В свое время за это поратовал тогдашний заместитель председателя Мосгорисполкома Матросов.

В 1991 г. храм возвратили церкви, ее заново расписали молодые художники. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. В 1992 году возобновилось богослужение.

Источники иллюстраций:
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882.
hram.codis.ru

Обновлено: 30.01.2017

Этот величественный храм, расположенный на северном склоне Таганского холма, виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот я и решил разобраться, в чем дело?

Я вошел в ворота и поднялся вверх ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.

Вот и вход в храм.

Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ротонды.

Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.

С противоположной стороны - аналогично.

Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ротонду частью баташевской усадьбы.


Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.

В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.

Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.

Церковь Симеона Столпника - храм начала XVII века, чудом сохранившийся в центре Москвы. Это белокаменное строение на фоне высоток Арбата выглядит совсем небольшим, можно сказать, игрушечным. Трудно поверить, что в прошлом веке он едва не стал жертвой строительного бума в центре столицы.

Храм стали разбирать, с него сняли купола и подогнали экскаваторы. Но спас храм не главный архитектор Москвы, а реставратор Леонид Иванович Антропов. Он прыгнул в ковш экскаватора и потребовал включить храм в Список памятников, охраняемых государством. Реставратор не покидал экскаватор до тех пор, пока не увидел подписанный документ о постановке здания на государственную охрану. Так он предотвратил акт вандализма. Надо отметить, что усилиями Леонида Антропова было спасено немало архитектурных памятников Москвы.

Церковь Симеона Столпника - уникальный храм, в нем венчались многие исторические личности, а прихожанами были известные русские литераторы. Так, здесь в 1801 году граф Николай Шереметьев обвенчался с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой).

Из истории

1 сентября 1598 года на Руси состоялась коронация Бориса Федоровича Годунова. По преданию, именно благодаря этому событию, было решено построить церковь Симеона Столпника, память которого отмечалась в этот же день 1 сентября.

Симеон Столпник - сирийский монах, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (на открытой площадке, камне). Симеон пользовался большим уважением верующих со всей округи. Он давал им советы и наставления. Христианская церковь причислила монаха к святым и установила в его честь праздник Симеонов день, отмечаемый 1 (14) сентября.

Первая церковь Симеона Столпника была сооружена во времена Бориса Годунова. Это была деревянная постройка, а в документах 1625 года упоминается уже о каменном храме. Дошедшее до наших дней сооружение было воздвигнуто в конце 1670-х годов при русском царе Федоре Алексеевиче Романове.

Главный престол храма освящен в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме два придела, первый - Симеоновский, второй, с 1759 года - Димитрия Ростовского (ранее - Николая Чудотворца).

Реставрация церковного сооружения прошла в 1960-е годы, но после ее завершения в нем устроили выставку мелких животных, а затем организовали экспозицию картин. В 1992 году здание передали РПЦ.

Описание

Храм славится своими архитектурными формами - он построен в стиле русского узорочья и выделяется богатым убранством. Церковь Симеона Столпника относится к так называемым «огненным» храмам.

В древне-русском зодчестве огненными назывались храмы богато украшенные треугольными или заостренными кверху кокошниками, напоминающими языки пламени.

Основной объем церковного здания завершается пятиглавием, которое будто вырастает из горки кокошников. Ниже выделяется фриз, похожий на кружевной ободок, выполненный из кирпичей, поставленных под углом друг к другу.

Оба придела храма, объединенные широкой трапезной, имеют свою апсиду и главку. Трапезная примыкает к колокольне, имеющей в нижнем ярусе арочные проемы. В храме девять глав - пять над основным объемом, три - над алтарями и один - на колокольне.

Восстановление церковного здания началось в начале 1990-х годов. Церковь Симеона Столпника была вновь расписана. В настоящее время мы можем увидеть и ее святыню - икону преподобного Симеона Столпника, сохраненную прихожанами. Гуляя по Арбату , задержитесь у этого красивого, с необычной историей белокаменного храма. В нем нет толп туристов и он поразит Вас потрясающей тишиной, камерностью и покоем.

Адрес

Москва, ул. Поварская, 5

Как доехать до церкви Симеона Столпника

Ближайшие станции метро - «Арбатская» Арбатско-Покровской (тёмно-синей) и Филёвской (голубой) линий. От данных станций метро 5 минут пешком по Новому Арбату.

Храм в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Симеона Столпника) на Поварской, у Арбатских ворот, на Дехтяреве огороде (Центральное благочиние Московской епархии)

Храм преподобного Симеона Столпника упоминается в архивных материалах с - годов. Здание было выстроено на месте древнего храма, скорее всего деревянного, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника имелась надпись - «лета 7132» (1624 год). Современное каменное здание выстроено в - годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

В архивах храм вначале именуется по главному престолу - Введения во храм Пресвятой Богородицы, что "за Арбатскими вороты в Поварской улице". В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм назывался храмом преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века.

Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении Большой Молчановки и Поварской улицы.

В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в году - алтарь.

В году храм закрыли. По одной из версий, поводом для закрытия храма послужило то обстоятельство, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца.

В сентябре года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Позднее его занимала мастерская «Мединструмент».

Храм, якобы мешающий прокладке Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), несколько раз собирались сносить.

Храм отреставрировали в 1965-1966 годах. Ко времени реставрации были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. В результате реставрационных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания; снят культурный слой до уровня XVII века и вымощен участок вокруг церкви. В первоначальном виде восстановили сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстанавливались на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Восстановили также первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

С года в храме размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.

В году на купола храма вернули кресты.

В году храм был возвращен Церкви.

В мае года состоялось малое освящение храма, начались службы.

С года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. В году был освящен престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в году восстановлен придел во имя преподобного Симеона Столпника.

Настоятели

  • Стефан Попов (1798 - 1831)
  • Алексий Соколов (упомин. 1869, настоятельствовал ок. 20 лет)

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма