Бесов носов. Онежские петроглифы. Пища богов и долгоиграющий закат

Бесов носов. Онежские петроглифы. Пища богов и долгоиграющий закат

Лишившись фотоаппарата, а с ним и части настроения мы отправились дальше на Бесов нос.
Погода за окном шепчет. Постепенно привычный нашему взору лесс сменился на карельский. Светлый, сосновый лес, почти начисто лишенный кустарника, по земле стелется мох, ягель, брусника и черника. Так не спеша подъехали к границе Вологодской области и республики Карелия.


Есть такая традиция, при посещении Карелии, чтобы вернутся своим ходом, машину, нужно затолкать в Карелию. Я проезжал эту границу два раза, но тогда мы всю республику проезжали транзитом держа путь на Кольский полуостров. Сейчас же, мы ехали именно в Карелию. Памятуя о сломанном фотоаппарате, я решил – а ну его нафик, затолкаю я машину руками, уж чтобы наверняка вернутся обратно самому. Заодно без задний мысли проверил бдительность Надежды, которая не растерялась и вытянула ручник, как только машина покатилась вперед.
1.

Машину затолкали, теперь едем в Пудож на заправку и пробуем пробиться по ««лайтовой»» дороге к Бесу. Через полтора часа мы уже на берегу Онежского озера.
Волны ласково ласкают песчаный берег. Очень много отдыхающих. Фото на память и вперед.
Альтернативную дорогу, условно можно разделить на 6 участков.
1-й 4,5 км – песчаный пляж
2-й 1,5 км – Мыс Черный. Самый тяжелый и неприятный участок.
3-й 3,0 км. – песчаный пляж.
4 –й 2,5 км – Обход Таруфановских носов и Карицкого носа. Самое неприятное место это крутой спуск – глубокая лужа- крутой подъем. Можно преодолеть без лебедки, даже кто-то преодолевал, но шансов очень мало, так что лебедка обязательна.
5-й 1,8 км. – песчаный пляж.
6-й 0,8 км. заброшенный поселок Шальский + 0,7 км Бесов Нос. – Средненькая лесная дорожка.

Ну вот мы подъезжаем к первому СУ. Сначала мы поехали по гати, так вот, ехать по гати не нужно!!! Ехать нужно в озеро, и уже из воды заезд в лес.
Дорога после гати.
3.

Скачем по каменным лбам. Это еще цветочки.
4.

Но вскоре начались ягодки.
5.

Местами дорога заболочена. Глубина колеи в пол колеса, камни же торчат на пол колеса выше, и при этом нужно лавировать между деревьями. В одной из таких болотин, я не смог подняться на камень, колеса поднимали из лужи грязь, смачивая скользкие камни и машину начало стаскивать на деревья. Здесь состоялся дебют лебедки. Первые полевые испытания прошли на ура. Как же это офигенно когда есть лебедка!!!
6.

Худо или бедно но мы добрались до известной в узких кругах песчаной горочки. Чтобы на нее забраться с противоположной стороны, пришлось немного побуксовать, но рытье коли ничего не дало, пришлось спускать колеса. Кое как я забрался, а за тем и спустился с горки.
8.

Третий участок песчаный пляж, в конце которого мы и встали на ночевку.
Онего нас встретило потрясающим закатом. Как жаль, что запечатлеть эту красоту я не мог…
9.

В конце концов мы снова вырвались на песчаный пляж. Едем мы значит по нему, нас останавливают ребята, интересуются дорогой. Они скоро уезжают и мы решаем встать лагерем на их месте. Дальше суда по слухам туристов на один квадратный метр просто зашкаливает.
13.

К слову о туристах, о быдлотуристах. Встали мы лагерем, отдыхаем ни кого не трогаем. Истопили самовар, после чая пошли искупаться в Онежском озере. Со стороны Бесова Носа идет группа пеших туристов. Останавливаются они в метрах 20-30 от нашего лагеря. Я подумал, отдохнут или пообедают и дальше пойдут. Но нет, это быдло начинает ставить лагерь. Мы идем к руководителю или к старшему это быдло-группы. Вежливо спрашиваем у руководителя – вас не смущает, что в 20 метрах стоит еще один лагерь, и нам бы не хотелось так близко соседей. На это предшественник быдла вполне уверенно отвечает – нам негде встать, мы мешать вам не будем, и собираться мы тоже никуда не будем, мы устали – и типо – идите все на …..
Пляжа в километр им просто не хватило, причем они встали в самой узкой точке. Ну что же взять с быдла? Можно было бы уехать, но наше место было на столько хорошо, что мы решили будь что будет, если что то не понравится, подъем с первыми лучами солнца им обеспечен.
С немного подпорченным настроением, мы отправились на поиски петроглифов, а заодно и посмотреть остаток дороги.
14.

Урочище Бесов Нос, заброшенный поселок Шальский
15.

Ну вот и сам Бесов Нос. С количеством народа на пляже, может потягается разве что пляжи Шармель Шейха.
А вот еще одна особенность быдло-туристов, разобрать маяк на дрова.
17.

А вот и сам Бес.
18.

Место поистине замечательное, но настолько популярное. Выдра.
19.

Онега как всегда красива!!!
21.

22.

Посмотрев на все это великолепие, послушав точнее подслушав экскурсию мы побрели вдоль берега обратно. Задумываясь как мы будем выезжать обратно.
Периодически попадая на стоянки мы общались с водителями на тему, кто и как будет выезжать обратно. Осматривая некоторые машины, я понимал, что тот каменный триал, они просто не пройдут.
23.

Вечером заглянули к ребятам с Паджеро форума. Пообщались, они поедут обратно через камни, я же не горел желанием проделать этот путь второй раз. Они уверяли что мост в крайне тяжелом состоянии и рисковать они не хотят.
Но по моей информации я знал, что сразу за мостом, стоит стандартный Джип Чероки, да и многие будут возвращается через Каршево. По этому даже если мост рухнет, чтобы эвакуировать того же Чирка, мост просто построят новый. Решаем обратно ехать другой дорогой.
Кстати снова убеждаюсь как тесен мир. На Бесовом Носу среди паджериков встретил Андрея, с которым мы познакомились на Паджеро масленице в 2013 году.
На противоположном мысу нашли еще несколько петроглифов.
Галстук.
24.

Расческа – ладья, гиря – летающий корабль)))
25.

Попрощавшись с ребятами, пожелав им удачи мы отправились к себе в лагерь.
26.

Утро следующего дня встретило нас хмурой погодой и истерическим криком одной и девок в группе быдло-туристов. Кстати интересно, как им спалось, когда в метрах двух от их палаток носились пьяные джиперы???
Собрались и поехали мы в обратную дорогу. Начались снова колеи, в которых я думал что повисну на брюхе, но мы ехали! МТшка рулит!
27.

В одной из луж пришлось разматывать лебедку. Здесь нас и нагнали вчерашние УАЗики. Ехать стало повеселей. Ребята рубились напрямую, периодически прилипая к грунту. Мы же ехали по разным объездочкам, коих там великое множество.
29.

А вот и Чирок, про которого ходят легенды! Как он туда попал остается загадкой, но все же.
30.

Выезжаем к большой луже. Эта лужа фигурирует почти во всех отчетах. Во круг лужи есть объезды. Первый УАЗ пытается проехать, славливает диаганалку и начинает лебедится. Я смотря на это все решаю форсировать лужу по самому краю. Я был уверен, что так можно поехать. Во первых, во всех отчетах эту лужу именно так и проезжают, а во вторых Черок, если он проехал, значит он точно ехал по луже, а не по пенькам.
Потихоньку набираю ход, встаю на форватор и заваливаюсь набок. Машина встает колом, ни вперед ни на зад. Пока туда сюда, Надя показывает, что в салоне вода! Ахтунг!!! Бегемот идет ко дну!!! Наверно со стороны я смотрелся очень весело, бегая вокруг машины и от своей машины к УАЗу. Благо, у нас был еще один УАЗ. Я кричу Татьяне, что меня заливает, и нужно срочно эвакуировать Бегемота из болота))). С горем пополам Бегемот оказался на сухой твердой почве. Воды набралось конечно не мало. Утопить машину в мои планы не входило. Хотя очень странно, что вода так быстро просочилась через резинки, может их того, пора менять?
31.

Болото пришлось объезжать на лебедке по какой-то строй гати.
32.

Преодолев эту засаду вскоре мы выехали к самой интригующей части нашего маршрута мост через ручей. Ну да, мост на первый взгляд выглядит катастрофически, но он еще вполне крепок. Мы на Полной Чухломе проезжали куда более шаткие мосты. Но у нас с собой есть бензопила и руки. Через пол часа мост немного подлатали и все спокойно через него проехали! В таком виде, мост простоит еще как минимум год, а то и больше.
И того со строительством моста время потраченное на обратную дорогу равнялось трем часам! На дорогу же на Бесов Нос мы потратили шесть с половиной часов!
33.

Попрощавшись с ребятами из Питера и Карелии мы потихоньку поехали домой. Но по пути заскочили еще на Андом Гору.
Место просто великолепное, захватывающие дух! Отвесный обрыв высотой метров 40, ветер, шум волн непередаваемые ощущение.
36.

Неподалеку стоит часовенка и разрушенная деревянная церковь. Мы ограничились лишь несколькими фотографиями, потому что сюда мы вернемся еще раз точно.
38.

Встать лагерем около Андом Горы было нереально, и мы поехали на примеченную стоянку на реке Кема.
40.

Утро следующего дня встретило нас прохладой, и температурой в +8С. Чтобы немного разнообразить маршрут мы поехали через Белоозерск. Заодно посмотрели из далека церковь в Крохино. Но перед этим заехали в Ухтому.
41.

Пешехонье, очень уютный провинциальный городок со старинными торговыми рядами, которые до сих пор используются по назначению!
44.

Так без приключений мы добрались до дома.
После приезда пришлось немного разбирать машину, чтобы ее просушить. На данный момент машина просохла никаких запахов и напоминаний о неудачной попытки проехать лужу нет.

Отчет получился немного сумбурный. Честно скажу, писать я его вообще не хотел, но вот решил все же написать, пока есть время, так как уже сегодня после работы мы снова стартуем на Север – в Карелию. На этот раз мы поедем на Воттавару, посетим мало известный край Заонежье, где нам предстоит увидеть много деревянных церквей и часовен, а так же на лодке переправится, в настоящую жемчужину этих мест
в погост Яндмозеро. На обратном пути попробуем заехать в Каргопольский край, а выехать по нему через знаменитую трассу Р1.

Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро речки Чёрная.

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной ок. 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам.

Собрание пертоглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Финоскандии (Скандинавии и Финляндии).

В ок. 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха». На мысу также находится неработающий маяк. В 1 км. на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила свое существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км. восточней на континенте находится поселок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизитольно в 1 км. на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец. Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из поселка Шальский - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршево.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также ученых-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы. Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.

Общие сведения

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

Примерно в 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха».

На мысу находится неработающий маяк. В 1 км на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила своё существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км восточней на континенте находится посёлок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизительно в 1 км на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец.

Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из посёлка Шальского - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршева.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также учёных-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы.

Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Как попасть на мыс Бесов Нос

Есть пять доступных способов:

  1. По реке Чёрная, от посёлка Каршево на лодке.
  2. По дороге от посёлка Каршево около 15 км пешком или на автомобиле повышенной проходимости.
  3. По Онежскому озеру на лодке вдоль берега от посёлка Шальский.
  4. По берегу Онежского озера от посёлка Шальский пешком около 15 км или на автомобиле повышенной проходимости.

5. На автомобиле повышенной проходимости до побережья по Царской дороге близ п. Вытегры, а оттуда на лодке до мыса.

В начале лета посетила мысль катнуть на БЕСОВ НОС. Изучив первоисточники, пообщавшись на форуме, как- то незаметно прошло время. Наступил август. Все подготовив, проверив, раним туманным утром 11 августа экспедиция в составе:Мицубиси монтеро спорт 3.5 «Бегемот», экипаж: я,жена Елизавета и дочь Александра. Автомобиль СЭЙФ КНР, собранный руками Гжельских гончаров, Китай. Экипаж: Виталий и его супруга Ирина. Мы стартанули в сторону Онеги.

Выглянуло солнышко и ехать стало веселей.

Часа через четыре сделали привал позавтракать.

Незаметно кончился бензин, и в этой ситуации в очередной раз убедились, что знакам верить низя.

Нормальная заправка через 15 км. Лукойл. Так незаметно шло время, и мы почти без приключений проехали Вологду. ГИБДД относилось с пониманием,проявляя только интерес. А вообще, согласитесь, приятно, черт подери, когда едешь и все с восхищением смотрят на твое творение.

Как я уже писал, проехав Вологду, пошли на Вытегру.

Жизнь течет, народ что-то собирает, а это значит — колхозы работают. Пейзажи за окном меняются: реки, поля, озера,лес -одним словом красота.

По дороге к Вытегре была поломка у китайца- открутился задний ам. Починили быстро и вперед.

И вот наконец ВЫТЕГРА.

Известен с 1710 как деревня Вянги и при ней Вянгинская пристань, на месте впадения в Вытегру р. Вянги (карельское vengi «ручей, небольшая речка, протока»). Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург . В 1773 селение преобразовано в город Вытегра по более значительной (принимающей) реке Вытегра. Этимология гидронима Вытегра не установлена, но формат -егра позволяет отнести его к числу древних фино-угорских названий, характерных для Севера европейской части России . Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. связано с открытием (1810) Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. Городок маленький, но поразило множество спортивных площадок, кафе, магазинов и магазинчиков. Заправившись правильным бензином на Лукойл, покатили в сторону г.ПУДОЖ.

Впервые упоминается в 1382 как селение Пудога, затем - Пудожский погост. Уездным городом Олонецкой губернии стал 16 мая 1785 года по указу Екатерины II . С конца XVIII в. в устье р. Водла действовало несколько стекольных заводов, с конца XIX в. - лесопильные заводы. Разработка месторождения титано-магниевых руд, гранита (Кашина Гора, известно с XIX в., - серый и розовато-серый гранит использовался при облицовке зданий и набережных Санкт-Петербургa , Москвы)

  • В центральной части Пудожа сохранились кварталы жилой застройки XIX - начала вв.
  • Многочисленные «онежские» петроглифы - наскальные изображения эпох неолита и бронзы (около 800 близ устья Водлы и на мысах Онежского озера).
  • Бесов Нос (Древние наскальные рисунки, реконструированное поселение каменного века)
  • Ильинский погост (Деревянная постройка конца XVIII в.)

Это так историческая справка. Наша цель деревня Каршево.

И вот наконец Граница.

Радостный Виталий.

(на числа внимание не обращаем это не правда)

Едем вперед.

Так как мы двигались не очень быстро: км 70-80 час, то как Вы понимаете, вечерело: где-то начало 8-го. До деревни доехали быстро и убедились в том, что карта к Бесу не нужна, так как есть направление.

Видны следы стандарта. Короче, двигаемся в нужном нам направлении.

Так как Шрайбикус — он же ребенок — снимал против света фар, получилось темновато.

а так хорошо. Проехали примерно 4 км.

Доехав до большой и, как нам показалось в темноте, страшной лужи, решили заночевать, а утром, полные сил, быстро дойти до мыса.

Разбили лагерь, быстро перекусили и спать. Утром, часов в 7, женская половина обнаружила залежи всякой полезности и принялась все это собирать и поглощать. Пока все это происходило, из ниоткуда появился велотурист, как в сказке, из под земли. Поговорили, сравнили технику и попросили передать Бесу привет и что скоро будем, на том и разошлись.

После велотуриста Виталий оказывал посильную помощь.

Позавтракав, чем бог послал, собрались, и на разведку лужи.

Изучив лужицу, приняв решение, как проехать, поехали. Штурманы вели видео- и фотосъемку.

«Напрямки поедем и усе тут», — сказал Юра, ведь велосипед прошел, значит и мы туда, Виталик задумался: «Однако, сумневаюсь».

Любимая настраивает камеру.

Легко преодолев лужицу, пошли дальше, сразу скажу- не быстро целей — — например, за 2 часа долететь — не было. Гуляли, наши девушки собирали малину,землянику и чернику. Короче говоря, отдыхали на природе, не забывая двигаться к намеченной цели.

Просто красота.

Каждую лужу изучали на предмет коряг и прочих неприятностей.

Наши боевые подруги.

Проехав 5 км по колдобинам и лужам, случилась неприятность с китайским другом. Хотя мы проходили и осматривали все лужи и засады на предмет инородных предметов, бревна, камни и прочее, где -то мы что-то пропустили, и, в результате, сломали рулевую тягу, погнули стойку стабилизатора. Встали на стоянку и приступили к ремонту китайца.

Китаец смотрится очень симпатично. В данной ситуации очень пригодился реечный домкрат, купленный накануне поездки.

Вот немного увеличенная картинка поломки.

Хорошее было бревно. Снимали-разбирали часа 2 . За это время проехал наш знакомый велотурист с Мыса и двое мототуристов. На всякий случай попросили, по возможности, местных подплыть на лодке, чтобы быстро доплыть до деревни и попробовать отремонтировать. Это не сработало.

С помощью мамы, кое -каких ключей и ручной лебеды мы сняли рулевую тягу и, поняв, что подмоги ждать неоткуда, связь не работает, поехали на «Бегемоте» в сторону деревни- искать, где отремонтировать тягу. На пристани в деревне случайно встретили Главу администрации района, и он нам посоветовал очень хорошего мастера Александра Петровича. Проживает А.П.: пос. Красноборский, у магазина; 3 больших гаража и большой частный дом белого кирпича. Напротив — два дома 2х этажных по 16 кв. телефон. +7 921 702-24-19. от Каршево мин 10 ехать.

Мы с Виталием отсутствовали 3часа (дорога туда и обратно по 45-50 мин.), остальное время -ремонт тяги. У Петровича руки просто золотые. Все сделал супер, пригласил на обратном пути заехать и проверить состояние авто. Наши девушки, пока нас ждали, поставили лагерь, приготовили ужин, просто королевский-молодцы. Вернувшись, за час собрали китайца и отдыхать.Фото внизу, где мы ремонтировались.

Утром собрались и в путь- немного осторожнее, так как смотрели на тягу- как она себя будет вести после ремонта.

Убедившись, что все в порядке с тягой, стало спокойнее. Впереди осталось 4 серьезных засады- со слов вело-, мототуристов. К первой мы и подобрались.

Изучили, посмотрели, наметили, как идти. Поползли.

При осмотре -не доглядел и пропустил поваленное дерево, результат- уперся, закопался, лебедился.

Слева вдоль- бревно, которое вытащили. Виталик скатился в старую колею и встрял,пришлось лебедить через всю болотину (в связке — 3 тросса).

Елизавете -моей жене- надоело сидеть в машине (садись,выходи,иди фоткай и пр.), сделала посох и отправилась впереди планеты всей промерять фарватер луж.

А мы ехали за ней, как за первопроходцем.

И вот, наконец, мы подъехали к ручейку.

Очень симпатичное место, как нам показалось.

Кругом следы борьбы за жизнь.

Определились, как бум ехать, только поленился я поправить бревна и добавить новых, за что и поплатился лебежением на выходе. После себя все поправили, подложили, и Виталик спокойно проехал. Все русский авось,блин.

Проехали эту бяку, выехали к деревне, точнее, что от неё осталось.

Осталось метров 400 и мы на месте.

Финишная прямая с элементами лебежения,песок почему-то очень вязкий, хуже глины.

Проехали, играючи, канаву.

Вот и все. Вот он заветный берег. Но почему-то радость очень быстро прошла,цель достигнута -грустно стало всем.С воды дул очень сильный ветер,волны и все такое.

Дальше все как у всех: подъехали к мысу, осмотрелись, подобрали место стоянки, поставили лагерь, праздничный ужин,знакомство с соседями и археологами.И до глубокой ночи у костра- благо по утру подвигов совершать не нужно,уже доказали, что можем.

Следы ранней цивилизации.

Культурная программа- просмотр синема.

Утром все мы пошли на поиски петроглифов.

Изучили все и слева и справа. Все и всех нашли, можно сказать утолили свой информационный голод, слились с природой- матушкой. Места просто обалденные, словами, как Тютчев, я сказать не ум… но есть фотик- он все и рассказывает. Немного красоты, думаю, не помешает.

и, главное, подбираемся к месту, ради которого все это было сделано и пройдено: БЕСОВ НОС и,конечно, сам БЕС.

На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы — уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV — II тысячелетия до нашей эры).

Бесов Нос - центральный и самый длинный из скалистых мысов, как бы организующий все окружающее пространство, подобно высокой церкви или колокольне в старой деревне, но только он находится в горизонтальной плоскости, на 750 м выступая в озеро. Естественно, что и омывающие его бухты более обширны. У основания мыс очень узкий, менее 100м, затем заметно расширяется, а где-то в средней части еще слегка изгибается в юго-западном направлении. На нем шапка густого леса, но на самой вершине и повсеместно вдоль уреза воды обнажаются коренные скальные породы.
Мыс служит надежным ориентиром; не случайно на его оконечности поставлен маяк. Отсюда открывается отличный вид на соседние мысы и острова. Напротив, за нешироким, но глубоким проливчиком находится безымянный гранитный остров вытянутой формы, тоже превосходное место для обзора побережья, но уже со стороны озера.

На оконечности Бесова Носа особо отчетливо ощущается стихийная мощь озера. Со страшной силой, содрогая скалу, обрушиваются сюда волны во время шторма. Здесь по-особому воспринимаются грозы, пробуждающие неуверенность, страх и беспокойство. Но чаще мыс бывает по-своему гостеприимным. Если ветер не лобовой, то в бухтах по ту или другую сторону всегда можно укрыться и переждать непогоду. На очень разное состояние мыса, то идиллически спокойное, то капризно суровое, не могли не обращать внимания и древние мастера, выбравшие его местом для своих удивительных творений.

В центральной части нижнего яруса и выбита знаменитая «триада», положившая начало всему комплексу - три гигантские по отношению ко всем остальным изображениям фигуры, пользующиеся большой известностью: выдра (ящерица), бес и, наконец, сом (налим). Длина их соответственно 2,56; 2,46 и 2,65 м. Это самые крупные изображения всего комплекса. В центре - колоритная фигура беса, рассеченная продольной трещиной почти на две пропорциональные части. Чувство большого удивления и смутного страха вызывает чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза, причем один глаз показан круглым пятном, а другой - кружочком с точкой в центре. У беса тонкая, лишь немного шире трещины, длинная шея, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное чурбанообразное туловище с небольшим расширением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги, несоразмерно тонкие и короткие, как и руки. По правому боку торчит небольшой остроугольный выступ. Края знакомой нам уже трещины намеренно оббиты, возможно, еще до «рождения» беса. Из названия мыса и близлежащей деревни следует, что за образом беса закрепилось поддерживаемое веками представление о какой-то злой, нечистой силе. Не случайно левую руку беса перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны от верхнего конца и овалом над ними Его скорее всего выбили монахи Муромского монастыря, что находился в 25 км южнее по берегу, наглядно засвидетельствовавшие свое враждебное отношение к «языческому» образу беса.

Окончив осмотр мыса, и, как понимаете, отсняв следы предков,решили с Виталием покидать спиннинг, так, для удовольствия.Сказано- сделано.

Проплывающий на лодке мимо нас местный Кузьмич сказал, что много не наловим, так как меняется ветер, и погода и рыба пойдет на дальний кордон. В принципе, мы в этом очень скоро убедились, портится все начало почти на глазах. Да, чуть не забыл, улов- окушки грамм по 300-400 не пострадали и были отпущены в родную стихию, то бишь в Онегу.

Так было хорошо,а так стало немного грустно. Стали посещать тревожные мысли об обратной дороге, ежели что.

И несколько слов о лесе вдоль берега Онежи. Днем, конечно, все хорошо и красиво,но, как только опускаются сумерки, просто какая- то жуть, куда там Спилбергу и Кингу с их страшилками в павильонах, наша тайга- самая страшная в ночное время, думаю, Вы согласитесь. Гирлянды из лишайника, мха, свисающие с веток, причудливо изогнутые стволы и ветки, торчащие кусты можжевельника, и коряги при отблесках костра и свете фонаря, да при луне с переменной облачностью.

Вечером с воды начал дуть ветерок, небо все сильнее затягивали облака очень некрасивого вида с намеком, что всех ночью смоет. На юго -западе пери одически виднелись всполохи зарниц с раскатами грома. Местный Кузьмич не обманул,шаман фигов.Сидели за столом, смотрели синема, пили чай, и обсуждали завтрашний день- как да что, если дождь.А ребенок тем временем занимался обалденным закатом, вооружившись фотиком.

И еще ребенок нашел маяк, который находился в 16 км от нас.

УТРО. В часов 5 прошла сильная гроза, состоявшая из двух частей, плюс шквальный ветер. У нашего тента в определенные моменты наверное было желание улететь с 4 мя соснами, за которые он закреплен. По моим прикидкам, вылилось на нас 2-2.5 см осадков. А берег Онежи встретил нас вот так.

Просто шторм. И вдобавок ко всему- мелкий-мелкий, как 2а мешка крупа, дождик. Начали собираться часов в 10 утра, когда до конца убедились, что эта погодная аномалия надолго, и, самое главное, что дорога с каждым часом все «лучше и лучше» становится. Воду набирали для тех нужд: окошки там помыть и прочее, пригодится в дороге, решили мы.

Когда все собрали, навели порядок на планете, перекусили, и с Божией помощью двинулись в сторону дома. Дорога встретила вязкой слизью и большим количеством луж.

Лебедился один раз в болотине: влетел поперек колеи и все — на пузе. Но была еще одна засада, о которой мы узнали в той же болотине. Оказалос, что у Китая от удара сломан и шеруз, помимо повреждения рулевой тяги. В болотине это и вылезло: без нагрузки передок работал, а под нагрузкой хруст и выбивает этот привод 4х4. Одним словом жить стало веселее.

И оставшуюся часть пути,всю почти кроме прямых участков бегемот тащил китайца на веревке.

При буксировке трудности были тока на объездных дорожках: деревья и все такое скользкое, проваливается. Но мы справились с непогодой и поломкой,и достойно вышли победителями. Минус: наши девушки промокли и замерзли, в виду чего почти нет фото обратной дороги,спасибо им и за имеющиеся.Они у нас молодцы- наши боевые подруги. Нам в кайф, а они терпят и улыбаются. Вот она — последняя лужа и все, дальше почти Кутузовский,а за ним и асфальт,одним словом- цивилизация.

Прощальный взгляд.

Забираем обитателя карельской тайги.

Выехав на простор, почему то кончился дождик и стало проглядывать из-за тучек солнышко. Дружно доехав до Александра Петровича для проверки китайца. После осмотра и небольшой регулировки сход развал было сделано заключение что сваренная тяга намного круче старой. Петрович любезно пригласил нас переночевать и попарится в баньке.Огромное ему за это спасибо. Утром как не странно чистые и отдохнувшие полные сил можно сказать. Попрощавшись с семьей Петровича поехали домой до дома 870 км. . Да выложить телефон и информацию о Петровиче,предложил он сам, мол ребята ваши ездят часто мало ли что Всегда помогу. Звоните.

Едем домой

1. Дорога Москва — Вытегра — Бесов нос 2.5 суток с поломками и разгельдяйством.

2.Природа изучение окресностей Беса и отдых 2.5суток

3. Дорога Бесов нос — д. Каршево 6 часов.

4. Дорога пос. Красноборский — Москва 16 часов, с отдыхом помывкой авто,разгельдяйство.

ПОЛОМКИ АВТО.

КИТАЙ рулевая тяга, стойка стабилизатора, шурус, сломаный привод пер колес,царапины и вмятины как положено.

БЕГЕМОТ дополнительный свет бампер умер, задние суппорта клин, немного подмочили оторвалась заглушка на пузе,напоил генератор протрезвел тока 100км. от г.Вытегра, оторванные провода и трубочки на днище.

Все автомобили дошли до Москвы своим ходом. Экипажи живы и здоровы готовятся к новым путешествиям.

PS Дорогие соклубники и джиперы других клубов, огромная просьба в таких заповедных местах,да в любых,пользуйтесь корозащитой не ленитесь.И убирайте за собой мусор. Это просто пожелание.

Всего доброго удачи на просторах без дорог.

В рамках выезда Пикапклуба на Бесов нос, наш коллектив, ввиду активного участия в жизни этого замечательного клуба, решил очередной раз посетить этот очаг паломничества джиперов.

Фото выезда:

В преддверии выезда, оказалось, что одному нашему товарищу необходимо по дороге заехать в г.Бабаево, в местный отдел гибодд, за справкой по дааавнишнему делу о правах. В связи с этим, было принято решение пробить маршрут Бабаево-Вытегра, по лесным проселкам и вырубкам, что и было сделано. Долго мыкались, тыкались в тупики, но все-же выехали к Вытегре, причем, практически без потерь, если не считать летающего столика, незакрепленного в моем кузове, который на очередном пике высадил стекло кунга. Крепите шмурдяк крепчее!

Приехали на место лагеря Пикапклуба, возле д.Каршево, что является последней точкой цивилизованных проселочных дорог перед Бесовым.

Поели, попили, поспали, проснулись, спустили колеса и поехали на СУ Каршево-Бесов Нос:

дорога была, как обычно, интересная, в меру сухая:

и в меру мокрая:

Чем интересен Бесов нос, 17 километров дороги до него предлагают джиперу массу разнообразных препятствий, тут и лавирование меж пеньков и деревьев, и глубокие колеи с качественной грязькой, и геометрические засады с вывесом колес, и есть даже немного каменного триала.

Выбрались на берег Онеги, а там как всегда, красиво:

Встали лагерем на любимом месте - между Бесовом и Пери Носами, поставили тент

ну и накрыли стол:

Если кому интересно, то это туристический стол который есть в штатной комплектации любого автомобиля, зовут его радиатор, жаль фото не сохранилось

Много фоток самого Бесова Носа выкладывать не буду, те кто был и так знают что там есть, а кто не был - пусть лучше увидят все в живую:

Покупались, попили водки, проэвакуировали сломаную машину обратно до Каршево, погуляли на славу, пора двигать в обратную дорогу. Но, вместо обыденного рубилова Бесов-Каршево, нам захотелось проехать нетоптанным ранее маршрутом Бесов-Шальский (тот который жилой).

В заброшенном Шальском ушли строго на север, в заболоченном лесочке наткнулись на уазовода, этот человек достоин отдельного абзаца:

Путешествует он один, на стоковом уазе патриоте, без лебедки, без зип`а, без треков и без четкого понимания всех вытекающих из такой подготовленности рисков. Увидели мы его в лесу около поднятого джеком патрика, заметив колонну из 10 японских пикапов он не моргнув глазом спросил нас, нет ли у нас запасной рулевой тяги на уаз... ибо свою он погнул. Огорчившись что зипа на уазку у нас с собой нет, он посетовал, что уже 2 дня стоит сломаный, и попросился пассажиром до Шальского, решив там найти тягу и!!! механика, готового сходить с ним обратно 15км по глуши без единой тропки, дабы установить ее на уазик. Мы конечно удивились, но взяли паренька ссобой. По дороге спросили, а что если в Шальском нет рулевой тяги на Патриота и сумашедших механиков? Ну, ответил он, тогда смотаюсь в москву за тягой и инструкцией по установке. За 7 км до Шальского, в полной глуши, он решил сойти и пойти пешком напрямик, через лес. Необычный человек...

ПС. В последствии мы его вычислили через блог на драйве и узнали, что все его приключения окончились благополучно.

Но вернемся к нашей колонне, пройдя лесок вышли на берег за Пери Носом и пошли по дикому берегу:

Наш путь вел вдоль берега, с периодическими заездами в лес огибая мыс за мысом, очень понравились прибрежные горки, миновать которые не было никакой возможности: И одна из самых впечатляющих горочек:

По маршруту пару раз встречались верховые болотца и очень, очень много каменного триала на мокрых, покрытых мхом скальных языках. После триала вновь вышли на песчаную косу и последние 4 км ехали без каких либо проблем. По дороге уронили навару на дерево, замяли дверь л200, порвали пару лебедок Выйдя в Шальский, вкачались и решили без стоянки ехать до Пудожи, в гостиницу, дабы вкусить прелестей цивилизации, коих были лишены почти неделю.

Как итог поездки - разведали новую дорогу с/на Бесов Нос, она очень интересная и разнообразная, а главное, не закатанная джиперами до дыр, в отличии от пути Каршево-Бесов.

Огромная благодарность Тайге и Землемеру из Пикапклуба, которые катались с нами и активно фоткали весь процесс.

С уважением,

© 2024 aist-anapa.ru - Мир туризма